МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Мерло-Понти Морис
Merleau-Ponty, Maurice) (1908—61), франц. философ, последователь Гуссерля, применивший его феноменологический метод (феноменология) в изучении сознания, но с собственными вариациями, близкими к экзистенциализму. В гл. своей работе Феноменология восприятия (1945) М.-П. предпринял попытку рассмотреть бытие человека (его экзистенцию) в диалоге субъекта с миром, найти ключ к решению метафиз. проблем (метафизика). Придавая плоти человека филос. значимость, М.-П. стоял в резкой оппозиции к своему современнику Сартру.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС
Merlean-Ponty, Maurice) (1908-1961) — французский экзистенциалист, феноменологический философ и социальный теоретик, испытавший влияние Гуссерля, работавший также с Бовуа и Сартром. Находясь и под влиянием марксизма, он был критически настроен в отношении концепций детерминизма и предельной автономии субъекта. В "Феноменологии восприятия" (1945) он подтвердил существование мира, независимого от сознания, но на который воздействует сознательный фактор, наделяя его значимостью и формой. См. также Тело.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МЕРЛО-ПОНТИ Морис
(14.03.1908, Рошфор-сюр-Мер — 04.05.1961, Париж) — франц. философ экзистенциально-феноменологи ческой ориентации, близкий к неомарксизму, один из основоположников феноменологического направления в социологии (Феноменологическая социология). Окончил Высшую нормальную школу. Преемник Ж.-П. Сартра в лицее Кондорсе (1944), преподавал философию в ун-те Лиона (1945—1949), в Сорбонне, в Высшей нормальной школе и в Коллеж де Франс (с 1953). Социально-филос. концепция М.-П. сложилась в ходе переосмысления феноменологии Гуссерля в антиидеалистическом, «реалистическом» духе с последующим переводом гуссерлевских понятий на язык неомарксистской «философии практики», отправляющейся от ранних работ Лукача. Представителей совр. феноменологической социологии больше всего привлекали (и привлекают) в социальной философии М.-П.: а) идея «социального конструирования» мира, осуществляемого в ходе межчеловеческого взаимодействия (включая связанные с нею релятивистские аберрации); б) понимание человека как существа, вырабатывающего «значения», наделяющего ими «свой мир» и действующего на этой основе «внутримирским» образом [1]; в) ориентация на учет как «внешних» (эмпирически фиксируемых), так и «внутренних» (феноменологически-удостоверяемых) аспектов человеческого существования.
М.-П. одним из первых наметил ту перспективу слияния неомарксистской социальной философии и феноменологической социологии, к-рая с логической необходимостью привела в своем развитии к социол. радикализму. На фоне реакции на эту тенденцию, наметившуюся с конца 70-х гг., концепция М.-П. воспринимается двояким образом: одними — как перспектива дальнейшего распредмечивания социологии, т. е. утраты объективных определений ее предмета, др.— как перспектива возврата от субъективизма в социологии к поиску этих определений на путях акцентирования «телесного» аспекта межчеловеческих коммуникаций. Ю. Н. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
179.99 кб

Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена

И. С. Вдовина
Читать PDF
269.99 кб

Анализ пространства в феноменологии Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти

Бедаш Юлия Анатольевна
Представлен систематический анализ концепций пространства Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.
Читать PDF
66.80 кб

Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в и

Таня Штелер