(Metz Christian, Метц Крысціян) (1931–1994) — французский семиолог, профессор Парижской высшей школы социальных наук, представитель психоаналитического направления в теории кино. Известен как автор ключевых идей в разработке семиотики кино, которой ему удалось придать статус академической дисциплины. Основные работы: «Эссе о значении в кино» (1968-й — 1 т., 1972-й — 2 т.), «Речь и кино» (1971), «Воображаемое означающее» (1975), «Имперсональное выражение, или Пространство фильма» (1991) и др. При анализе основных принципов создания кинотек стов и понимания специфики киноязыка Метц удачно сочетал идеи семиотики, лингвистики, риторики и психоанализа. Развивая концепцию французского психоаналитика Ж. Лакана, Метц выделяет два уровня понимания киноизображения: первичного (уровень психических процессов, таких как сгущение, замещение, вытеснение) и вторичного (уровень порождения речи посредством использования языка), взаимодействие которых и обеспечивает возможность понимания текстов кино. Метц показывает, что изобразительный ряд кинофильма подобен скорее письму, нежели речи или языку в лингвистическом понимании. Поэтому при попытке вычленить минимальную единицу анализа будет заблуждением отождествлять кинокадр со словом, а комбинации кадров — с предложением или фразой. Поскольку значение представлено в кинотексте непосредственно, то в нем нет явно выраженной дистанции между знаком и его значением. Кино является «открытой системой» без кода (точнее, последний всегда произволен и ситуативен, будучи подчинен субъективным представлениям и аффектам зрителя), так что попытки составить некое подобие словаря «языка кино» останутся несостоятельны. Метц предпочитает психоаналитически понимать природу восприятия киноизображений, опираясь при этом на категориальный аппарат структурной лингвистики при попытке выявить сходство в восприятии означающего и означаемого. Связь между ними, по мнению Метц, устанавливается по аналогии, как в риторических фигурах — метафоре и метонимии, которые являются ключевыми для понимания смысловых механизмов восприятия кинотекста. Эти положения Метц можно применить и при анализе специфики современной коммуникативной ситуации с использованием НМ. Задачей теории кино, согласно Метц, становится выяснение соотношений означаемого и означающего, а также «воображаемого» и «символического» (в терминологии Ж. Лакана) на основе психоаналитической трактовки киноязыка. При этом воображаемому как сфере изложения противопоставляется символическое как область выражения. Источником вовлеченности зрителя в происходящее на экране является аналогия, т. е. иконическое сходство означаемого и означающего, что придает фильму привлекательность и поддерживает иллюзию «очевидности», доступности кино для понимания. Однако при анализе кинотекстов теоретик должен психоаналитически исходить из приоритета символического над воображаемым, когда его внимание семиотически смещается с изложения на выражение.
Литература Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. Метц К. Проблемы денотации в художественном фильме // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. М.: Радуга, 1984. С. 102-123. Метц К. Langage et cinema. Paris: Larousse, 1971. Метц К. Esais semiotiques. Paris: Klincksieck, 1977. А. Сарна
Метц Кристиан
Метц Кристиан
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016