Методологическая культура
Методологическая культура
Методологічна культура. Methodological culture. Методологическая позиция ученого. В методологическом плане ученые разделяюся на группы в соответствии с тем, каких методологических позиций они придерживаются. С точки зрения материалистически ориентированных ученых, М. к. есть свобода от идеализма, мистики, субъективизма, догматизма, при этом диалектики отрицают еще и метафизику, ориентируются на практику и признают человека в качестве универсальной социальной ценности. Учитывая, что в науке существует огромное количество различных, порой взаимоисключающих методологических позиций, можно считать, что все они являются методологическими субкультурами, для которых отдельные аспекты предмета познания или особенности познавательного опыта приобретают самодостаточную ценность основы для построения логической познавательной конструкции, претендующей на мировоззренческую роль, т. е. дающей возможность универсального и всестороннего объяснения всего существующего. Существуют также группы идеалистически ориентированных ученых и тех, кто не проводит четкой грани между материализмом и идеализмом. Последних называют эклектиками. Особой М. к. можно считать плюрализм, его приверженцы считают, что все методологии имеют равное право и равнозначны по своим познавательным возможностям, хотя сами при этом могут занимать четко определенную методологическую позицию. Методологический плюрализм, однако, явно или скрыто ставит ученого в оппозицию к диалектике, а методологический плюрализм в социологии приводит к тому, что практически исключается возможность сопоставления, сравнительного анализа результатов прикладных социологических исследований. Здесь речь шла о так называемом философско-социологическом уровне анализа М. к. Собственно в социологии не всегда можно четко отнести ученого к материалистам или идеалистам, а, кроме того, существует множество методологий (структурализм, функционализм, феноменология, этнометодология и т. д.), которые интерпретируют социальность то как действие, то как структуру, то как текст, то как повседневность и т. д., практически не обращая внимания на гносеологическую сторону дела, а только на социально-функциональные особенности своего предмета. Например, с точки зрения феноменологической социологии, ученому-социологу нет дела до того, истинны или ложны представления людей, главное то, как они определяют их поведение. Таким образом ставится преграда на пути интеграции социологического знания, добытого в различных областях социологии, и, одновременно, закрепляется разделение социологов на группы в соответствии с тем, какую методологию они “исповедуют”. Но нельзя не обратитить внимание на тот факт, что именно на философском уровене анализа можно прийти к выводу о том, что социальность включает в себя все указанные выше моменты и поэтому требует освободиться от односторонности, присущей каждому отдельному методологическому подходу, что возможно только в том случае, если перейти на позиции диалектики, т. е. всестороннего, причинного, а значит и объективного анализа.