Методологическая культура

Найдено 1 определение
Методологическая культура
Методологічна культура. Methodological culture. Методологическая позиция ученого. В методологическом плане ученые разделяюся на группы в соответствии с тем, каких методологических позиций они придерживаются. С точки зрения материалистически ориентированных ученых, М. к. есть свобода от идеализма, мистики, субъективизма, догматизма, при этом диалектики отрицают еще и метафизику, ориентируются на практику и признают человека в качестве универсальной социальной ценности. Учитывая, что в науке существует огромное количество различных, порой взаимоисключающих методологических позиций, можно считать, что все они являются методологическими субкультурами, для которых отдельные аспекты предмета познания или особенности познавательного опыта приобретают самодостаточную ценность основы для построения логической познавательной конструкции, претендующей на мировоззренческую роль, т. е. дающей возможность универсального и всестороннего объяснения всего существующего. Существуют также группы идеалистически ориентированных ученых и тех, кто не проводит четкой грани между материализмом и идеализмом. Последних называют эклектиками. Особой М. к. можно считать плюрализм, его приверженцы считают, что все методологии имеют равное право и равнозначны по своим познавательным возможностям, хотя сами при этом могут занимать четко определенную методологическую позицию. Методологический плюрализм, однако, явно или скрыто ставит ученого в оппозицию к диалектике, а методологический плюрализм в социологии приводит к тому, что практически исключается возможность сопоставления, сравнительного анализа результатов прикладных социологических исследований. Здесь речь шла о так называемом философско-социологическом уровне анализа М. к. Собственно в социологии не всегда можно четко отнести ученого к материалистам или идеалистам, а, кроме того, существует множество методологий (структурализм, функционализм, феноменология, этнометодология и т. д.), которые интерпретируют социальность то как действие, то как структуру, то как текст, то как повседневность и т. д., практически не обращая внимания на гносеологическую сторону дела, а только на социально-функциональные особенности своего предмета. Например, с точки зрения феноменологической социологии, ученому-социологу нет дела до того, истинны или ложны представления людей, главное то, как они определяют их поведение. Таким образом ставится преграда на пути интеграции социологического знания, добытого в различных областях социологии, и, одновременно, закрепляется разделение социологов на группы в соответствии с тем, какую методологию они “исповедуют”. Но нельзя не обратитить внимание на тот факт, что именно на философском уровене анализа можно прийти к выводу о том, что социальность включает в себя все указанные выше моменты и поэтому требует освободиться от односторонности, присущей каждому отдельному методологическому подходу, что возможно только в том случае, если перейти на позиции диалектики, т. е. всестороннего, причинного, а значит и объективного анализа.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Методологическая культура педагога

Сенько Юрий Васильевич
В статье предпринята попытка представить методологическую культуру педагога как необходимое условие его профессионального самоопределения.
Читать PDF

Методологическая культура учителя математики

Клепиков Валерий Николаевич
XXI век век метапредметных форм знания.
Читать PDF

О методологической культуре будущего педагога

Каменева Т.
Читать PDF

Педагогика культуры: методологический дискурс

Быкасова Лариса Владимировна
В статье решается задача выявления важнейших методологических предпосылок изучения концепта «педагогика культуры».
Читать PDF

Культура: логико-методологическое обоснование

Фомина Марина Николаевна
Представлено понимание культуры с позиций методологии исследования. Акцент сделан на понимании человеком своего отношения к миру.
Читать PDF

Методологические аспекты изучения правовой культуры

Смоленский М. Б.
Читать PDF

Логико-методологические основы педагогической культуры

Ивлев Юрий Васильевич
Логико-методологическая культура это совокупность логических средств (приемов, методов, правил, законов и т.д.), которыми человек или социальная группа владеют.
Читать PDF

О методологической культуре обучающихся в магистратуре

Фортунатов Артем Александрович
В статье рассмотрено понятие методологическая культура личности. Представлена структура методологической культуры личности.
Читать PDF

Теоретико-методологические основы политической культуры

Акмалова Мунира Абдунабиевна
Статья посвящена теоретико-методологическим аспектам политической культуры. Автор делит культуру на материальную и духовную, и утверждает, что культура является интегральным аспектом жизни общества.
Читать PDF

Культура мира: теоретико-методологический аспект проблемы

Милтоевич В.
Периоды столкновений, конфликтов и войн, как и периоды мира, составляют историю развития человеческой цивилизации.
Читать PDF

Методологическая культура учителя: систематизация понятий

Загвоздина Светлана Афанасьевна
На основе анализа психолого-педагогической литературы сделана попытка теоретического осмысления, уточнения сути и понятия «методологическая культура» как педагогического феномена, осуществлен системный анализ различных трактовок д
Читать PDF

Философия образования и методологическая культура учителя

Куренкова Р. А.
Читать PDF

Философия в контексте культуры (методологические аспекты)

Драч Г. В.
Исследуются проблемы культурного контекста философских учений. Анализируется античная философия, её генезис и специфика как ответ на вопросы полисной жизни.
Читать PDF

Методологические основания исследования культуры согласия

Меняева Марина Петровна, Невелев Анатолий Борисович
Предлагается авторское определение понятия культуры согласия. Осмысливаются методологические основания исследования культуры согласия.
Читать PDF

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Патутина Наталия Анатольевна, Кривошеин Николай Викторович
В статье обсуждается специфика научных подходов к изучению организационной культуры.