МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
(МОИ) – последовательность стадий, этапов и методических процедур получения нового знания относительно свойств, отношений и механизмов управления социальными процессами. Среди процессов выделяются спонтанные и планируемые. Последние непосредственно относятся к предметной области социологии управления. Её онтологическим аспектом выступает управленческая практика, гносеологическим – когнитивные представления об универсальных свойствах, отношениях и механизмах этой практики. Универсальным свойством управленческой практики считается программируемость социальных действий. Программистом выступает тот субъект целерационального действия, который выступает в роли организатора совместной деятельности. Как писал К.Маркс,”оркестр нуждается в дерижёре.” Основой универсальных отношений является искусственная зависимость участников совместной деятельности от её результатов. Эта зависимость - новая причинно-следственная связь между атомизированными, разными по своей природе и происхождению участниками совместной деятельности. Она возникает и воспроизводится в отношениях руководства и подчинения. Универсальным механизмом управления является способность участников совместной деятельностик к рефлексии над её ходом и результатами.В кибернетике рефлексия известна как обратная связь. Для социальных систем такое предсталение является недостаточным. Здесь рефлексия не только регулирует внутренние отношения между участниками и внешней средой, но и создаёт новые смыслы совместной деятельности. В методологии науки рассматриваются такие элементы организации исследования как проблемная ситуация, проблема, гипотетический ответ на вопрос проблемы, объект, предмет, цель и задачи исследования, обоснование выборки, методы сбора и анализа первичных данных, организация полевого этапа, научные и прикладные результаты. Одновременно в МОИ разрабатываются вопросы логики научного исследования, стадии и этапы познавательного цикла, методы, технические приёмы и процедуры в соответствии со спецификой такого объекта как планируемые и управляемые социальные образования(системы). Переход науки от неклассической к постнеклассической парадигме привёл к отказу от единственно правильного норматива организации исследования и признаёт право авторов на конструирование своих методологических систем сообразно поставленной научно- познавательной задаче. Социология управления, как научно-исследовательская программа, рассматривает проблемы МОИ как самостоятельный философско- эпистемологический и логико-гносеологический предмет. А.В. Тихонов.
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.