Методы анализа экспертных оценок

Найдено 1 определение
Методы анализа экспертных оценок
Применение различных М. а. э. о. дает возможность как получения обобщенных данных, позволяющих определить групповое мнение экспертов, так и получения новой информации, содержащейся в латентной форме в экспертных оценках. Выбор конкретного метода анализа зависит от выбора метода измерения экспертных оценок. Экспертное оценивание используется в решении плохо формализуемых проблем, которые условно можно разделить на два класса. К первому относятся проблемы, обеспеченные достаточным количеством информации. В оценивании проблем первого класса эксперт рассматривается как хороший измеритель, а групповое решение экспертов близко к истинному решению проблемы. Для анализа экспертных оценок проблем первого класса применяется математическая статистика, предоставляющая широкий набор методов. В большинстве прикладных исследований проблем первого класса экспертные оценки используются для выделения существенных факторов и их ранжирования либо для ранжирования самих объектов оценивания. Для анализа таких оценок используют методы ранговой корреляции, позволяющие определить степень согласованности мнений экспертов и методы построения обобщенной ранжировки, дающие возможность либо прямым путем формировать матрицу обобщенных ранжировок, либо путем перехода от матрицы ранжировок к матрице парных сравнений. Использование парных и множественных сравнений дает возможность применения техники проверки согласованности в духе дисперсионного анализа, описанного Дэвидом, и получения результирующего предпочтения в шкале порядка. Балльное оценивание имеет естественным завершением возможность получения различных вариантов средних экспертных оценок. В оценивании проблем второго класса экспертные оценки получаем либо в вербальной форме, либо в виде вероятностных оценок. В этом случае возникает необходимость предварительного анализа неоднородности экспертной группы, поскольку средние, центральные оценки могут утратить содержательный смысл, оказаться хуже индивидуальных или групповых оценок. Анализируется распределение экспертов в многомерном пространстве признаков. Каждый эксперт в этом пространстве может быть представлен точкой с координатами, соответствующими его оценкам признаков. Вербальные экспертные оценки исследуются традиционными методами анализа документов. Вероятностные экспертные оценки могут быть получены и обработаны методом анализа на проблемных сетях, позволяющего говорить на одном языке о проблемах как количественных, так и качественных, как хорошо, так и плохо структурируемых. Метод анализа на проблемных сетях дает возможность включения в исследование формальных моделей, что расширяет пути применения компьютерных средств. Использование этого средства анализа позволяет осуществить переход от сгенерированных условных экспертных оценок к безусловным. В ситуации формирования экспертных оценок при наличии априорной и апостериорной информации используется байесовский подход, позволяющий определить вероятности при обратном анализе, когда рассчитывается вероятность определенного исхода для раннего из двух зависимых событий при данном исходе второго события, что особенно важно в социологических исследованиях, когда мы диагностируем различные социальные изменения, не имея возможности точного указания их причин.

Источник: Социологический справочник

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
195.31 кб

Алгоритм повышения согласованности экспертных оценок в методе анализа иерархий

Огурцов Александр Николаевич, Староверова Надежда Анатольевна
Существующие методы решения многокритериальных задач оптимального выбора альтернатив при выборе средств автоматизации электрических сетевых комплексов методом анализа иерархий имеют не достаточную точность.
Читать PDF
422.47 кб

Методика анализа экспертных оценок при разработке автоматизированных обучающих систем

Коваленко Г.В., Ушаков А.П., Айдаркин Д.В., Барабанов М.В.
Предложена методика анализа экспертных оценок, позволяющая учиты вать уровень компетентности экспертов в ходе разработки автоматизированных систем, используемых для профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации.