МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

Найдено 1 определение
МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНЫЕ
совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о к-рых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер. В научн. лит-ре выделяют несколько типов причин, влияющих на искажения информации при использовании традиционных методов. 1. Неосознанность респондентом своих истинных мотивов и установок. Такая ситуация возникает, когда мотивы настолько сложны, а установки настолько противоречивы, что нек-рые респонденты не в состоянии их осознать, поэтому они трактуют их в упрощенных, стереотипных, почерпнутых из массовой информации терминах. Сложные семейные конфликты, противоречивые отношения между людьми, неоднозначное отношение к тем или иным событиям нередко искажаются неосознанно в процессе интервьюирования или анкетирования респондентов. 2. Стремление респондентов к рациональному логич. поведению. Искажение информации происходит здесь прежде всего потому, что в реальности люди руководствуются эмоциональными, нередко противоречивыми мотивами, формируя свое отношение к людям или событиям под влиянием комплекса эмоционально окрашенных и далеко не всегда логич. факторов. В то же время в процессе рефлексии своей мотивации они под влиянием высокой ценности рационального и логич. поведения искажают свои истинные мотивы и установки. 3. Несоответствие между нормами и ценностями, существующими в об-ве, и реальными установками и мотивами респондентов. Стремясь показать, что их мотивы, мнения, установки вполне соответствуют соц. нормам и ценностям, респонденты часто вполне сознательно, отвечая на вопросы интервью и анкет, дают искаженную информацию. 4. Причины, связанные с глубинной ценностной системой респондентов, ориентированных на определенный стиль предоставления информации о людях или событиях. В одних субкультурах (в т. ч. семейных) считается неудобным или недостойным отзываться отрицательно о каком-либо человеке, особенно в его присутствии, упоминать об определенных сторонах его внутренней жизни, привычках и т. д. В др. субкультурах, напротив, принято концентрировать внимание на негативных сторонах поведения и характера людей. Все это приводит к определенному искажению при описании реальных мотивов и установок. Для устранения причин искажения информации разрабатывается совокупность методик, суть к-рых состоит в стремлении спроектировать (отсюда их название) истинные мотивы и установки на специально сконструированные стимулы, процедуры, представляемые в ситуациях, требующих переключения внимания респондентов, неопределенности, игры и т. д. Можно выделить четыре основных подхода к проектам реального сознания на специально сконструированные стимулы. 1. Ассоциация, основанная на предположении, что быстрый ответ на предоставляемый стимул (слово, часть предложения, картинка) будет менее сдержан и поэтому сможет лучше обнаружить скрытые установки и мотивы. Респонденту предлагают назвать слово или фразу, первыми пришедшие на ум. Внимание респондента переключается на скорость решения поставленной перед ним задачи, а иногда - на оригинальность ответа. 2. Фантазия, включаемая для формирования свободных ассоциаций, связанных с предъявляемыми респонденту неопределенными стимулами (неясная картинка, загадочная история и т. д.). Предполагается, что, рассказывая историю или интерпретируя рисунок, респондент будет неосознанно проецировать установки и мотивы, и это даст возможность более глубоко исследовать структуру его личности. 3. Концептуализация: респонденту предлагают двусмысленный или неопределенный стимул и создают ситуацию, при к-рой его реакция на стимул должна иметь какое-то одно, достаточно ясное значение. Выбор этого значения определяется его мотивами и установками, и на основании такого выбора их можно более глубоко изучить. 4. Классификация: представление об установках или мотивах респондента можно получить на основании отнесения определенных понятий, событий, явлений к тому или иному классу, позитивно или негативно окрашенному, социально одобряемому или отвергаемому и т. д. Данные подходы реализуются в целом ряде конкретных процедур. Перечислим основные из них. 1. Тест на завершение предложений. Респонденту предлагают ряд незаконченных предложений (иногда состоящих из единственного слова), просят быстро, не задумываясь, завершить их первыми словами, к-рые приходят ему на ум. Неопределенность и необычность ситуации, необходимость быстрой реакции нередко помогают преодолеть причины, влияющие на искажение информации. 2. Метод карикатур. Респонденту показывают рисунок, представляющий собой шарж или карикатуру. Обычно предлагается несколько рисунков, на к-рых изображена последовательность нек-рых действий, диалог между двумя или несколькими людьми, наблюдение человеком какого-то события. Ко рту говорящих или оценивающих события людей пририсованы специальные "шары", оставленные пустыми. Респонденту предлагают написать в "шаре", что, по его мнению, произносит каждый из нарисованных персонажей. 3. Метод интерпретации картин. Процедура состоит в формировании свободных фантазий респондентов по поводу картин весьма неопределенного содержания. Наиболее известным из этой группы методов является тест тематич. апперцепции (ТАТ), к-рый состоит из заданий, направленных на интерпретацию двадцати картинок, на 19 из к-рых изображены различные, весьма неопределенные поведенч. ситуации людей, а 20-я - пустая. В задачу испытуемых входит подробный рассказ о внешности нарисованных людей, их характере и действиях. Ожидается, что, концентрируя внимание на описании картинок, респонденты будут проецировать свои истинные мотивы и установки. 4. Метод дидактич. историй. Испытуемым предлагается ряд коротких историй, имеющих дидактич. характер и предполагающих возможность двух или нескольких противоположных типов отношения к описываемым событиям. Ожидается, что рассказ поможет стать респонденту участником описываемых событий или, по крайней мере, более конкретно осуществлять выбор, чем в случае необходимости ответов на вопросы закрытого типа. 5. Метод псевдофактуальных вопросов. Респондентам задают внешне нейтральные вопросы, как. правило, фактич. характера, о поступках и ситуациях, связанных с их жизнью или с жизнью др. людей. Предполагается, однако, что в своих ответах они будут проецировать свои установки и мотивы (так, напр., если женщинам задается вопрос: "Сколько времени ваш муж уделяет воспитанию детей?" - то ожидается получить от них искреннюю информацию, связанную с недовольством недостаточным участием мужей в домашней работе). 6. Игровые методы - совокупность игр, построенных для выяснения установок и мотивов. В процессе игры снимаются внешние барьеры, что позволяет получать более адекватную информацию. Применение М.п. исследований установок и мотивов требует высокой квалификации исследователей для их разработки и особенно интерпретации данных. Полученная информация трудно поддается измерению и количественным оценкам. Далеко не для всех установок и мотивов удается разработать данные процедуры. Все это делает весьма ограниченным применение данных методик в социологич. исследованиях. Нередко они применяются как иллюстративный материал или как средство проверки обоснованности данных, получаемых применением прямых методов. Использование проективных процедур без должной квалификации может привести к получению научно не обоснованной информации. Лит.: Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980; Geppenhenn A.N. М.С. Мацковский.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
526.23 кб

Проективные методы в исследовании личности

Кроник А.А.
В статье обсуждаются первые на русском языке монографии, посвященные методу Роршаха и ТАТ, а также соотношение установочной и деятельной парадигм в интерпретации проективных методов.
Читать PDF
294.75 кб

Психометрический анализ проективной методики «Крик»

Агавелян Оганес Карапетович, Агавелян Рубен Оганесович, Перевозкин Сергей Борисович, Перевозкина Юлия Михайловна, Осколкова Мария Сергеевна
С татья носит эмпирический характер. Основной целью статьи является представление результатов окончательного исследования о разработке, апробации и психометрической проверки проективной методики «Крик».
Читать PDF
136.14 кб

Типы рисунков в проективной методике «Нарисуй свою жизнь»

Султанова Зарина Вячеславовна
Автор представляет типы рисунков, которые выделены им при разработке проективной методики «Нарисуй свою жизнь». На основе имплицитного анализа рисунков выделены 14 основных типов и один смешанный.
Читать PDF
215.90 кб

Проективная методика диагностики личности «Камни и минералы»

Гостева Галина Ивановна
Results of flight psychometric research constructive validity techniques are presented "Stones and minerals".
Читать PDF
83.85 кб

Применение проективных методик в маркетинговых исследованиях

В статье раскрываются понятия «проективные методики» и «проективный метод», дается краткий обзор истории создания проективных методик, приводится их классификация и описание применения в различных видах маркетинговых исследований.
Читать PDF
339.78 кб

Применение проективных методик в преподавании курса психологии

К. В. Тахтуева
Рассматривается описание проективных диагностических методик, их особенности и специфика, применение данных методик в изучении курса «Психологии» в рамках практических занятий для формирования нужных навыков у учащихся.
Читать PDF
196.44 кб

Изучение хронотипов у детей с использованием проективных методов

Будкевич Р. О., Брацихин И. С., Мезенцев А. В., Рябцева М. А.
Читать PDF
321.04 кб

Проективные методы исследования половой идентификации детей-сирот

Бобкова Татьяна Степановна
В статье описывается опыт использования проективных техник в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, с целью исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восп
Читать PDF
142.48 кб

Проективная методика обучения студентов по курсу «История информатики»

Виденин С. А.
Описываются составляющие готовности учителей к профессиональной деятельности.
Читать PDF
251.46 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ "ТЕСТ РУКИ"

Гунашева Мадина Абдурагимовна
Цель настоящего эмпирического исследования состоит в изучении диагностических возможностей проективной методики «Тест руки» по выявлению агрессивных тенденций в поведении, и перспектив использования этой методики в практике работы
Читать PDF
1.16 мб

Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики

Кузьмина Софья Ивановна, Голубь М.С.
В статье рассматриваются особенности проективных методик и их применение в психологических исследованиях.
Читать PDF
550.57 кб

Научно-прикладные аспекты применения проективных методов в спортивном отборе

Аванесян Грант Михайлович
В данной статье выделены вопросы профессиональной роли психолога в процессе спортивного отбора, а также некоторые научноприкладные аспекты внедрения проективных техник в этот процесс.
Читать PDF
238.74 кб

Методика исследования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей

Никулина Оксана Юрьевна
Одним из средств, обеспечивающих индивидуальное развитие, личностное становление и позитивную самореализацию будущего учителя, является педагогический дискурс, создаваемый субъектами образовательного процесса в коммуникативно-рече
Читать PDF
380.67 кб

Теоретический анализ проективных методик и современного рисуночного теста "Птица"

Абакарова Э.Г.
Статья посвящена сравнительному анализу проективных методик, применяемых в настоящее время. Показано, как при помощи проективных тестов выявляются основные функции личности, отклонения в эмоциональной и когнитивной сферах.
Читать PDF
223.58 кб

Применение проективной методики «Я-вуз» при исследовании конкурентоспособности вуза

Шевченко Юлия Александровна
При проведении исследований мы часто сталкиваемся с проблемой недостоверности ответов респондентов на прямые вопросы.