Методы, основанные на органичном сочетании собственно социолингвистических исследовательских процедур с методами других областей лингвистики, а также с методами социологии, этнографии, социальной психологии: 1) непосредственное (прямое наблюдение); 2) анкетирование (опрос); 3) интервьюирование; 4) анализ документальных источников; 5) тестирование. Процедуры сбора данных делятся на: 1) приемы контролируемого наблюдения, когда наблюдатель управляет ходом эксперимента, варьируя переменные, влияющие на объект наблюдения; 2) приемы неконтролируемого наблюдения, когда процессы речевой коммуникации развертываются перед наблюдателем в естественной, живой ситуации. В зависимости от целей наблюдения приемы сбора материала делятся на: 1) пробные, предшествующие основному эксперименту и используемые для выработки исходной гипотезы и программы полевых исследований; 2) контрольные наблюдения, служащие для проверки экспериментальных данных и внесения поправок на определенные искажения; 3) основные наблюдения, связанные с постановкой основного эксперимента.
Методы сбора социолингвистических данных
МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Методы сбора социолингвистических данных
Основаны на органичном сочетании собственно социолингвистических исследовательских процедур с методами других областей лингвистики, а также социологии, этнографии, социальной психологии: 1) непосредственное (прямое) наблюдение; 2) анкетирование (опрос); 3) интервьюирование; 4) анализ документальных источников; 5) тестирование. Анкетирование является одним из широко используемых инструментов социолингвистического обследования, так как непосредственное наблюдение над отдельными информантами и малыми группами не всегда достаточно репрезентативно. При интервьюировании наблюдения за речевой деятельностью информантов строятся таким образом, чтобы исключить или свести до минимума влияние наблюдателя на их речевое поведение. Чаще всего наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве одного из участников коммуникативного акта («включенное наблюдение»). Этот метод оказывается наиболее эффективен при изучении речевого поведения малых групп, члены которых объединены «неформальными» связями. Напр., его использовал Дж. Гамперц в своем исследовании тематически обусловленного «переключения кода» в условиях диглоссии. Тесты представляют собой разнообразные по форме задания, которые исследователь предлагает информантам. Это могут быть списки слов, которые надо прочитать перед микрофоном, или связный текст, также читаемый информантом вслух; письменные задания на восстановление пропущенных фрагментов текста; ответы на устные вопросы исследователя и т. п. Документальным (письменным) источником следует считать любую информацию в виде печатного или рукописного тек- 125 ста, имеющую отношение к проводимому исследованию, но не специально для его обслуживания созданную. Интервью рассчитано на получение глубоких и разносторонних сведений о фактах и их оценках по интересующим исследователя вопросам. Самым распространенным методом является анкетный опрос. Проблема получения исходных данных является одной из сложнейших проблем социолингвистического исследования (см. «парадокс наблюдателя»). Другим из наиболее используемых методов получения данных является анкетирование. В условиях анкетирования «парадокс наблюдателя» выступает наиболее явно: здесь существует наибольшая опасность приспособления опрашиваемого к нормам и ожиданиям опрашивающего. Экспериментаторы, записывающие речь информантов на магнитофонную ленту, также сталкиваются с «парадоксом наблюдателя». Одной из форм наблюдения за речью информантов может быть непосредственная беседа исследователя с опрашиваемым («интервью»). Все эти приемы в известной мере дополняют друг друга. Процедуры сбора данных можно разделить на приемы контролируемого наблюдения (все случаи, когда наблюдатель управляет ходом эксперимента, варьируя те или иные переменные, влияющие на объект наблюдения) и те, которые относятся к неконтролируемому наблюдению (когда процессы речевой коммуникации развертываются перед наблюдателем в естественной, живой ситуации). В зависимости от целей наблюдения приемы сбора материала можно подразделить на пробные, контрольные и основные. Пробные наблюдения предшествуют основному эксперименту и используются для выработки исходной гипотезы и программы полевых исследований. Контрольные наблюдения служат для проверки экспериментальных данных и для внесения поправок на те или иные искажения. Контрольные наблюдения предназначены для того, чтобы исключить искажающее влияние посторонних факторов на результаты эксперимента.
-методы социолингвистических исследований
-анкетирование
-интервьюирование
-метод включенного наблюдения
-метод непосредственного наблюдения
-социолингвистические тесты
См. также: Анкетирование, Интервьюирование, Метод включенного наблюдения, Метод непосредственного наблюдения, Методы анализа социолингвистических данных, Парадокс наблюдателя, Тест
-методы социолингвистических исследований
-анкетирование
-интервьюирование
-метод включенного наблюдения
-метод непосредственного наблюдения
-социолингвистические тесты
См. также: Анкетирование, Интервьюирование, Метод включенного наблюдения, Метод непосредственного наблюдения, Методы анализа социолингвистических данных, Парадокс наблюдателя, Тест