Международное право
Международное право
Юридические принципы, регулирующие взаимоотношения между странами. В современном мире международное право охватывает не только страны, но и международные организации, а также физических лиц (напр., тех, кто защищает свои права человека или совершил военные преступления). Международное право называется также международным публичным правом.
Международное право
иногда называемое правом наций) (international law), юрид. принципы и нормы, регулирующие международные отношения. Согласно статье 38 Статута Между народного суда, тремя осн. источниками М.п. являются: междунар. конвенции или договоры; междунар. практика и общие принципы права, признанные цивилизованными странами. Совр. М.п. — рез-т 400-летней эволюции. Отчасти оно восходит к обычаям и практике взаимоотношений совр. европ. гос-в. М.п. особенно тесно связано с именем голл. юриста и философа Гуго Греция (1583—1645), автора работы О праве войны и мира (1625). В 19 в. сфера приложения М.п. значительно расширилась. Появление на мировой арене новых крупных гос-в, расширение европ. колон, экспансии, новые пром. изобретения и возросшая разрушительная сила оружия заставили гос-ва выработать систему правил, регулирующих ведение междунар. отношений. 20 в. отмечен большим прогрессом в области М.п. На Гаагских конференциях в 1899 и 1907 гг. была создана Постоянная палата третейского суда, а в 1921 г. — Постоянная палата международного правосудия, на смену к-рой в 1946 г. пришел Международный суд. После 2-й мировой войны междунар. орг-ции — ООН и связанные с ней учреждения — также содействовали расширению М.п. и сферы его деят-ти за счет включения в нее не только полит, и стратег, вопросов, но и проблем эконом., социальных, коммуникационных и экологических. Поскольку, в отличие от внутр. или муниципального права, М.п. не обладает надежным организационным аппаратом и, значит, действенными ср-вами, обеспечивающими его соблюдение, то нередко полагают, что гос-ва мало считаются с М.п. или что даже, строго говоря, его вообще нельзя назвать правом. Однако это не так. Гос-ва, несомненно, считают М.п. правом и наперекор сложившемуся убеждению обычно ему подчиняются, отчасти по традиции и из уважения к обществ, мнению, отчасти потому, что это отвечает их общим интересам. Нельзя считать неэффективным фактором то, что на протяжении последних неск. столетий играло исключительно важную роль в становлении междунар. сооб-ва в его нынешней форме, с тщательно выработанной и выверенной системой правил, затрагивающих фактически все аспекты внутригос. отношений, касающихся земли, морского и возд. пространства, космоса, дипломатии, нейтралитета, приемов ведения войны, прав человека и проблем окруж. среды. К кон. 20 в. М.п. продемонстрировало не только жизнеспособность и гибкость, но и действенность; в его орбиту теперь вовлечены новые области междунар. отношений, более эффективно стал использоваться механизм ООН. Единодушный отпор агрессии Ирака против Кувейта — пример успешного осуществления норм М.п.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ
система дозволений, предписаний и запретов, представляющих собой согласованные волеизъявления участников межгосударственных отношений, созданных ими для урегулирования этих отношений и обеспечиваемых принудительной силой государств.
На международном уровне принимаются документы регламентирующие и рекомендательные (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди таких международных актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и др. Эти документы имеют в России силу постольку, поскольку они ратифицированы нашим государством.
Международные документы являются основополагающими для социальной работы. Согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал человеческой личности может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Государства — члены ООН обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, а каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых мировым сообществом.
Международными актами, которые непосредственно затрагивают интересы социального развития, являются:
1. Копенгагенская декларация о социальном развитии 1995 г., провозглашающая, что социальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержания мира и безопасности внутри стран и в отношениях между ними. Согласно данной Декларации социальное развитие и социальная справедливость не могут быть достигнуты в отсутствие мира и безопасности или при отсутствии уважения всех прав человека и основных свобод; социальное развитие имеет важнейшее значение для удовлетворения нужд и чаяний людей во всем мире и для выполнения обязанностей правительств и всех секторов гражданского общества. Государства, ратифицировавшие Декларацию, подтверждают, что и в экономическом, и в социальном смысле наиболее продуктивными являются та политика и те капиталовложения, которые позволяют людям в максимальной степени реализовать свой потенциал, ресурсы и возможности.
2. Декларация социального прогресса и развития 1969 г. Согласно ее положениям все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, национальности, этнического происхождения, семейного или социального положения либо политических или иных убеждений, имеют право жить в достойных условиях и в условиях свободы и пользоваться плодами социального прогресса и должны, со своей стороны, способствовать ему.
Согласно ст. 2 Декларации “социальный прогресс и развитие основываются на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости, что требует:
— незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства, эксплуатации народов и отдельных лиц, колониализма, расизма, включая нацизм и апартеид, и всякой иной политики и идеологии, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
— признания и эффективного осуществления гражданских и политических прав, а также экономических, социальных и культурных прав без всякой дискриминации”.
Основными условиями социального прогресса и развития считаются:
— национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;
— принцип невмешательства во внутренние дела государств;
— уважение суверенитета и территориальной целостности государств;
— неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными богатствами и ресурсами;
— право и ответственность каждого государства свободно определять свои цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять, в соответствии с принципами Устава ООН, средства и методы их достижений без всякого вмешательства извне;
— мирное сосуществование, дружественные отношения и сотрудничество государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами.
Каждому правительству принадлежит первостепенная роль и конечная ответственность в деле обеспечения социального прогресса и благосостояния его народа, планирования мер социального развития как части всесторонних планов развития, объединения или поощрения и координации всех национальных усилий для достижения этой цели и осуществления необходимых изменений в социальной структуре. При планировании мер в области социального развития должным образом учитывается разнообразие в потребностях развивающихся и развитых районов, городских и сельских районов каждой страны;
3. Мадридская декларация 2007 г., принятая совещанием группы экспертов под названием “Участие гражданского общества в осуществлении Конвенции о правах инвалидов — оно должно дать результаты”.
4. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями 1994 г.
5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г., принятые Генеральной Ассамблеей ООН.
6. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи 1991 г., принятые Генеральной Ассамблеей ООН.
7. Таллинские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам 1989 г.
8. Конвенция о правах инвалидов 2006 г.
9. Нормативные правовые акты Совета Европы — Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца (1953 г., ETS № 48), Европейский кодекс социального обеспечения (1964 г., ETS
№ 48); Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 г., ETS № 78); Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотренная в 1996 г., ETS № 163) и др.
В вопросах социального обеспечении Европейская социальная хартия имеет принципиальное значение. Согласно ст. 15 Хартии стороны обязуются принимать надлежащие меры по организации учебных заведений, в том числе, в случае необходимости, государственных или частных специализированных учреждений; принимать надлежащие меры по трудоустройству нетрудоспособных лиц, такие как создание специализированных служб по трудоустройству, учреждений со специальными условиями труда, а также меры по поощрению работодателей принимать инвалидов на работу. Кроме того, Хартия предусматривает соответствующие обязательства договаривающихся государств в области права на социальную и медицинскую помощь, пользования услугами социального обеспечения, права на охрану здоровья.
Другой не менее важный правовой акт Европы — Европейский кодекс социального обеспечения. Он закрепляет права граждан на предоставление им помощи в связи с состоянием здоровья, которое требует медицинской помощи профилактического или лечебного характера; на предоставление выплат по болезни; на предоставление помощи инвалидам.
В рамках Совета Европы разрабатываются и документы, направленные на защиту прав инвалидов. Так, в апреле 2006 г. Совет Европы принял “План действия по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе, рассчитанный на 2006–2015 годы”. Он направлен на то, чтобы воплотить цели Совета Европы в отношении прав человека, запрета на дискриминацию, равных возможностей, полного участия людей с ограниченными возможностями как граждан и вовлечения их в жизнь общества (п. 1.1.2). Россия принимает участие в реализации мероприятий, предусмотренных данным Планом, что можно рассматривать как приоритетное направление современной социальной политики Российского государства.
Многие международные правовые акты имеют декларативный характер, но их роль в регулировании социального обеспечения лиц с ограниченными возможностями достаточно велика, поэтому при разработке своей политики, принятии обязательных нормативно-правовых актов государства берут их положения за основу для развития национального законодательства.
Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе, и в силу норм международного права соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство.
Ю.А. Акимова
Лит.: Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в
г. Страсбурге 03.05.1996); Европейский кодекс социального обеспечения (принят в г. Страсбурге 16.04.1964); Благодир А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (постатейный). 2-е изд. / СПС КонсультантПлюс, 2013; Теория социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. М.: Юрайт, 2012.
На международном уровне принимаются документы регламентирующие и рекомендательные (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди таких международных актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и др. Эти документы имеют в России силу постольку, поскольку они ратифицированы нашим государством.
Международные документы являются основополагающими для социальной работы. Согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал человеческой личности может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Государства — члены ООН обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, а каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых мировым сообществом.
Международными актами, которые непосредственно затрагивают интересы социального развития, являются:
1. Копенгагенская декларация о социальном развитии 1995 г., провозглашающая, что социальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержания мира и безопасности внутри стран и в отношениях между ними. Согласно данной Декларации социальное развитие и социальная справедливость не могут быть достигнуты в отсутствие мира и безопасности или при отсутствии уважения всех прав человека и основных свобод; социальное развитие имеет важнейшее значение для удовлетворения нужд и чаяний людей во всем мире и для выполнения обязанностей правительств и всех секторов гражданского общества. Государства, ратифицировавшие Декларацию, подтверждают, что и в экономическом, и в социальном смысле наиболее продуктивными являются та политика и те капиталовложения, которые позволяют людям в максимальной степени реализовать свой потенциал, ресурсы и возможности.
2. Декларация социального прогресса и развития 1969 г. Согласно ее положениям все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, национальности, этнического происхождения, семейного или социального положения либо политических или иных убеждений, имеют право жить в достойных условиях и в условиях свободы и пользоваться плодами социального прогресса и должны, со своей стороны, способствовать ему.
Согласно ст. 2 Декларации “социальный прогресс и развитие основываются на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости, что требует:
— незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства, эксплуатации народов и отдельных лиц, колониализма, расизма, включая нацизм и апартеид, и всякой иной политики и идеологии, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
— признания и эффективного осуществления гражданских и политических прав, а также экономических, социальных и культурных прав без всякой дискриминации”.
Основными условиями социального прогресса и развития считаются:
— национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;
— принцип невмешательства во внутренние дела государств;
— уважение суверенитета и территориальной целостности государств;
— неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными богатствами и ресурсами;
— право и ответственность каждого государства свободно определять свои цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять, в соответствии с принципами Устава ООН, средства и методы их достижений без всякого вмешательства извне;
— мирное сосуществование, дружественные отношения и сотрудничество государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами.
Каждому правительству принадлежит первостепенная роль и конечная ответственность в деле обеспечения социального прогресса и благосостояния его народа, планирования мер социального развития как части всесторонних планов развития, объединения или поощрения и координации всех национальных усилий для достижения этой цели и осуществления необходимых изменений в социальной структуре. При планировании мер в области социального развития должным образом учитывается разнообразие в потребностях развивающихся и развитых районов, городских и сельских районов каждой страны;
3. Мадридская декларация 2007 г., принятая совещанием группы экспертов под названием “Участие гражданского общества в осуществлении Конвенции о правах инвалидов — оно должно дать результаты”.
4. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями 1994 г.
5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г., принятые Генеральной Ассамблеей ООН.
6. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи 1991 г., принятые Генеральной Ассамблеей ООН.
7. Таллинские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам 1989 г.
8. Конвенция о правах инвалидов 2006 г.
9. Нормативные правовые акты Совета Европы — Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца (1953 г., ETS № 48), Европейский кодекс социального обеспечения (1964 г., ETS
№ 48); Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 г., ETS № 78); Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотренная в 1996 г., ETS № 163) и др.
В вопросах социального обеспечении Европейская социальная хартия имеет принципиальное значение. Согласно ст. 15 Хартии стороны обязуются принимать надлежащие меры по организации учебных заведений, в том числе, в случае необходимости, государственных или частных специализированных учреждений; принимать надлежащие меры по трудоустройству нетрудоспособных лиц, такие как создание специализированных служб по трудоустройству, учреждений со специальными условиями труда, а также меры по поощрению работодателей принимать инвалидов на работу. Кроме того, Хартия предусматривает соответствующие обязательства договаривающихся государств в области права на социальную и медицинскую помощь, пользования услугами социального обеспечения, права на охрану здоровья.
Другой не менее важный правовой акт Европы — Европейский кодекс социального обеспечения. Он закрепляет права граждан на предоставление им помощи в связи с состоянием здоровья, которое требует медицинской помощи профилактического или лечебного характера; на предоставление выплат по болезни; на предоставление помощи инвалидам.
В рамках Совета Европы разрабатываются и документы, направленные на защиту прав инвалидов. Так, в апреле 2006 г. Совет Европы принял “План действия по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе, рассчитанный на 2006–2015 годы”. Он направлен на то, чтобы воплотить цели Совета Европы в отношении прав человека, запрета на дискриминацию, равных возможностей, полного участия людей с ограниченными возможностями как граждан и вовлечения их в жизнь общества (п. 1.1.2). Россия принимает участие в реализации мероприятий, предусмотренных данным Планом, что можно рассматривать как приоритетное направление современной социальной политики Российского государства.
Многие международные правовые акты имеют декларативный характер, но их роль в регулировании социального обеспечения лиц с ограниченными возможностями достаточно велика, поэтому при разработке своей политики, принятии обязательных нормативно-правовых актов государства берут их положения за основу для развития национального законодательства.
Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе, и в силу норм международного права соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство.
Ю.А. Акимова
Лит.: Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в
г. Страсбурге 03.05.1996); Европейский кодекс социального обеспечения (принят в г. Страсбурге 16.04.1964); Благодир А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (постатейный). 2-е изд. / СПС КонсультантПлюс, 2013; Теория социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. М.: Юрайт, 2012.