(англ. cross. - пересекать, переходить через) - вербальное и невербальное общение между представителями разных этносов, разных национально-лингво-культурных сообществ (отдельными людьми, группами лиц, массами).
Может быть устной и письменной, контактной и дистантной (на расстоянии).
Каждый этнос имеет свою веками выработанную, устоявшуюся этническую культуру, включающую широкий спектр духовных и материальных ценностей, свой образ жизни, правила, нормы, стратегии поведения и общения, которые, к тому же, у разных социальных слоев этноса не только имеют свои особенности, но зависят от конкретных ситуаций общения. Успех межкультурной коммуникации основывается не только на знании языка, но и на знании национальных социальных, языковых, культурных особенностей участников коммуникации, знания основных жизненных стереотипов, шкал ценностей, присущих культурам, к которым они принадлежат. К простейшим знаниям, необходимым при МК, относятся знания формул вежливости, национальных особенностей использования мимики, жестов, движений тела, учет расстояния между собеседниками и т.п. Коммуникативные неудачи, «провалы» провоцируются отсутствием таких знаний. С понятием МК связано понятие «культурного шока», который испытывает человек, попавший в инокультурную среду. Американские социологи выделяют следующие оси культурных противопоставлений, которые следует учитывать при МК: Дистанция власти. Степень, в которой общество приемлет неравномерное распределение власти между его членами. В культурах с низкой дистанцией власти (напр., в Скандинавии) коммуникативный стиль политиков заметно отличен от стран (напр., Турции), где политик должен демонстрировать значительность, властность и могущество. Индивидуализм. Степень, в которой общество согласно с тем, что взгляды и поступки отдельной личности могут быть независимы от коллективных или групповых убеждений и действий. Так, в США успех формулируется в терминах индивидуальных достижений и подчеркивается индивидуальная ответственность за поступки. Коллективизм, наоборот, означает, что люди должны увязывать свои воззрения и поступки с тем, что считает группа (семья, организация, партия).
В таких культурах (Латинская Америка, Арабский Восток, Юго-Восточная Азия) в выборе, который совершает индивидуум, очень велика роль группы - напр., семьи. Соревновательность. Степень, в которой общество ориентировано на достижение успеха, индивидуализм. Это противопоставлено заботе о других, солидарности с группой, помощи менее удачливым. Высокосоревновательные культуры отчетливо противопоставляют традиционные мужские и женские социальные роли. Успех - в том числе и для женщин - ассоциируется с проявлением «мужских» качеств. К высоко соревновательным культурам в равной степени относятся противопоставленные во многих других отношениях США и Япония. К низкосоревновательным - скандинавские страны. При межкультурной коммуникации важны психологические, социологические и лингвистические факторы. Более общие социологические проблемы связаны с социальной адаптацией мигрантов, сохранения или потери традиционных культур у национальных меньшинств и т.п. Термин введен американским культурологом и антропологом Эдвардом Т. Холлом в 50-е гг. 20 в. Ср.: дискурсивная компетенция, коммуникативная компетенция, социолингвистическая компетенция.
Межкультурная коммуникация или кросс-культурная коммуникация
Межкультурная коммуникация или кросс-культурная коммуникация
Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013