Мифологема
Мифологема
(от др. греч. миф (μῦθος) – сказание, предание и др. греч.. (логос) (λόγος) – мысль, причина). Міфологема. Mythologema. 1. Внутренняя смысловая единица мифа, наделяющая его смыслом и придающая ему то или иное социальное значение, обеспечивая тем самым мифу достаточно длительное существование и идентичность, несмотря на все его исторические деформации. М. – бездоказательное (или не требующее доказательства) утверждение, передаваемое от поколения к поколению, ориентация на смысл которого определяет способ поведения и соответствующую ему культурную идентичность. М. может может рассматриваться и единицей информации, интерпретация которой осуществляется путем нарушения законов логики, например, права на существование той или иной частной точки зрения, частного интереса и т. д., утверждается путем приписывания им значения всеобщих. Нарушить законы логики можно различными средствами. В результате идеологического воздействия посредством М. можно достичь социальной солидарности. Но в основном М. порождают социальные конфликты, потому что их развенчание наталкивается на стойкое сопротивление и моральное осуждение, а часто и репрессии. Даже само имя бога есть М. (троица, да еще имена: Яхве, Иегова, Христос и т. д.), порождающая ситуацию выбора, что ведет к расколу верующих на группы с разными символами веры. Это одна из причин того, что в христианстве и его ответвлениях существует столько конфликтующих групп. А так как М. есть только субъективные представления (и не обязательно только религиозные), то и вызываемые ими социальные последствия можно назвать разновидностью культурных конфликтов. 2. Смысловая единица слухов, обеспечивающая быстрое их распространение в социальном пространстве без принципиальной потери содержания. 3. Сознательное перенесение элементов классической М. в художественные произведения (в основном литературные) с целью усилить их выразительность.4. Синоним идеологемы. См. также Культурный конфликт. Термин М. введено в научный оборот К. Г. Юнгом К. Кереньи в книге "Введение в сущность мифологии", где они не различают м М. и религиогему и интерпретируют их как тождественные по смыслу. Термин М. обозначает наличие в мифологическом сознании некоторой амбивалентности: сообщение и материал для нового сообщения. См. также Религиогема.