Миграция экономическая

Найдено 1 определение
Миграция экономическая
добровольная, чаще всего возвратная, миграция, в основе которой лежат экономические мотивы. Она может выступать в виде постоянной, сезонной, маятниковой, эпизодической миграции (например, в виде «челночной») и иногда в виде безвозвратной миграции. Особой формой экономической миграции является нелегальная миграция.
Законодательством большинства западных стран предусмотрены различные процедуры в отношении экономических мигрантов в зависимости от их иммиграционных намерений (поработать и уехать или остаться на длительное/постоянное проживание). Различные категории виз, предоставляемых экономическим иммигрантам, позволяют жестко разграничивать их на временных и постоянных работников, предпринимателей, инвесторов.
Визы, выдаваемые временным работникам, как правило, не могут служить основанием для получения каких-ли- бо правовых статусов, и по окончании их действия мигрант обязан покинуть страну. Для иммигрантов, ориентированных на длительное/постоянное проживание в стране, существуют различные системы отбора, итогом прохождения которого является получение иммигрантом соответствующей визы и правового статуса.
Приведем примеры из практики некоторых стран по отбору экономических иммигрантов.
Канадская балльная система для отбора экономических иммигрантов, рассчитанная на иммигрантов, прибывающих на постоянное место жительства (программа Skilled Worker), признана лучшей в мире и взята за основу рядом стран. Чтобы воспользоваться данной программой, от претендента требуется, чтобы его личные и профессиональные качества позволяли ему квалифицироваться на получение иммиграционной визы. Например, необходимо владеть английским языком как минимум на среднем уровне, иметь как минимум 1 год стажа по профессии, входящей в Canadian National Occupational Classification, иметь законченное высшее или профессиональное образование, иметь возможность показать наличие финансов в размере не менее 8 тыс. долл. на одного мигранта либо 10 тыс. долл. на супружескую пару и т.д. Система оценок бизнес-иммигрантов базируется на тех же показателях, что и для отбора квалифицированных специалистов, однако существенно отличаются предъявляемые требования. Так, общее требование к заявителям по категории «инвестор» — наличие фондов (собственности в самых разных ее формах) — не менее 800 тыс. канадских долларов, из которых 400 тыс. нужно на 5 лет инвестировать в экономику Канады. А в категорию «частные предприниматели» могут попасть лица, которые предполагают обеспечить себя работой в областях культуры, спорта или сельскохозяйственного производства (вести фермерское хозяйство). Каких-то специальных требований о наличии средств у данной категории бизнес-иммигрантов нет.
Интересен опыт Австралии, где, кроме применения балльной системы, введен двухступенчатый процесс выдачи визы на постоянное пребывание: первоначально предоставляется временная (на 4 года) бизнес-виза, а по прошествии этого срока при условии достижения определенных параметров ведения бизнеса — и виза на постоянное пребывание. Такая система позволяет оставлять в стране только наиболее эффективный бизнес, так как необходимые параметры устанавливаются исходя из текущего экономического состояния страны.
Принципиально иная система отбора экономических иммигрантов в США. Законодательную базу иммиграции на основании трудоустройства здесь составляет закон об иммиграции 1990 г., закрепляющий систему квотирования и преференций трудовой иммиграции.
Статус постоянного жителя в данной категории может быть предоставлен:
- лицам с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса или спорта, а также выдающимся профессорам, исследователям и международным менеджерам;
- лицам с высоким уровнем образования (соответствующим степени магистра) или лицам с исключительными способностями в области науки, искусства или бизнеса;
- квалифицированным специалистам; недавним выпускникам учебных заведений по ряду специальностей; лицам с дипломами, соответствующими степени бакалавра;
- священнослужителям;
- инвесторам, для которых существуют отдельная квота и достаточно жесткие условия предоставления статуса.
Общая квота на получение статуса постоянного жителя в экономическом классе составляет 140 тыс. человек. Как правило, для его предоставления требуются предложение о найме от американского работодателя (условия и оплата труда должны быть эквивалентны тому, что предусмотрено для американских работников) и прохождение процедуры трудовой сертификации в министерстве труда, удостоверяющей, что на внутреннем рынке труда нет претендентов на занятие данной вакансии.
В случае, если специальность потенциального иммигранта входит в так называемый «Список А», отражающий текущие потребности страны в специалистах определенных отраслей, прохождение процедуры сертификации отменяется.
Подобные списки, отражающие реальную потребность экономики в тех или иных специалистах, существуют также в некоторых других странах, например, в Ирландии.
Ряд европейских стран при решении вопроса о предоставлении разрешения на работу иностранному гражданину руководствуются текущим состоянием рынка труда. Типичным примером может служить законодательство Германии: в соответствии с законодательством этой страны мигранту может быть предоставлена работа, только если наниматель сможет доказать, что ему, во-первых, необходим работник именно с такими профессиональными знаниями, а во-вторых, что на это рабочее место не претендует какой-либо гражданин Германии или гражданин Европейского союза. Разрешение на работу выдается сроком только на один год.
В России основанием для занятия трудовой деятельностью для иностранного гражданина является получение разрешения на работу. Данная процедура является одинаковой для всех временно пребывающих.
В качестве ограничительной меры использования труда иммигрантов, а также как инструмент гарантированной государственной помощи иммигрантам в России используется метод квотирования. Региональные квоты на принятие мигрантов введены с 2003 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 790. Они определяются Правительством РФ по представлению самих регионов. Распределение квот на 2003 — 2004 гт. показало, как российские регионы видят и определяют свои потребности в разных категориях иммигрантов. Оказалось, что одним федеральным округам (Центральному, Южному, Уральскому и Дальневосточному) нужнее трудовые (временные) иммигранты, а другим (Северо-Западному, Приволжскому и Сибирскому) — постоянные жители и потенциальные граждане.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти при условии внесения работодателем или заказчиком работ на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.
После выезда иностранного работника из Российской Федерации эти средства возвращаются работодателю или заказчику работ по истечении срока договора. Работодатель или заказчик работ, пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ, обязаны:
3) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
4) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
5) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
6) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
7) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;
направлять в федеральный орган исполнитель ной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ, а также о досрочном расторжении таких договоров; 7) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, или за счет пригласившего его органа, или за счет средств федерального бюджета.

Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
358.36 кб

Экономический риск: миграционный аспект

Ульмасов Рахмон
В статье сделана попытка оценить стратегическую политику Таджикистана; определить главные риски государственной миграционной политики последнего десятилетия. Метафора миграции реализуется в ряде наблюдений и выводов автора.
Читать PDF
67.32 кб

Экономическая миграция в глобализирующемся мире

Ушакова Валерия Вячеславовна
Статья посвящена рассмотрению экономических аспектов миграции в условиях глобализации. Поднимается вопрос о причинах миграции в открытом пространстве глобального рынка труда.
Читать PDF
399.29 кб

Миграция в России и странах СНГ (экономические проблемы)

Urusova E. A., Ivanov Yu V., Shundalov I. Yu
Читать PDF
152.81 кб

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Низова Л.М., Шалаева Е.А.
Исследованы проблемы миграционной политики на федеральном и региональном уровнях. Выявлены особенности, приоритеты и проблемы трудовой миграции на примере Республики Марий Эл.
Читать PDF
127.67 кб

Экономическая составляющая международной трудовой миграции

Безбородова Татьяна Михайловна
В статье рассматривается международная трудовая миграция, как экономическая категория. Анализируются основные концепции, изучающие трудовую миграцию с позиции экономики.
Читать PDF
1.05 мб

Нелегальная трудовая миграция и экономическая безопасность России

Буранкова Мария Александровна
В статье анализируется влияние внешней трудовой миграции на экономическую безопасность России, с ее положительными и отрицательными чертами, а также, выделяется одна из наиболее острых проблем, стоящих перед страной, нелегальная т
Читать PDF
1.30 мб

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Т. Г. Хетагурова, Т. С. Муриев
В статье рассмотрена роль миграционных процессов, протекающих на территории регионов СКФО. Проведен анализ и выявлены социально-экономические факторы, приводящие к усилению оттока населения в другие регионы.
Читать PDF
230.46 кб

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ БУРЯТИИ: ФАКТОРЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПОСЛЕДСТВИЯ

Очирова Галина Николаевна
В статье представлены статистические сведения по миграции из Республики Бурятия.
Читать PDF
252.23 кб

Социально-экономические аспекты нелегальной миграции из КНР в Россию

Музыка Оксана Олеговна
Рассматривается порядок въезда и получения разрешения на работу на территории России для иностранных граждан с позиций миграционного законодательства; реальные схемы проникновения и осуществления незаконной трудовой деятельности н
Читать PDF
910.43 кб

Социально-экономические последствия международной миграции населения

Логунова Юлия Александровна
В статье определяется сущность международной миграции населения, приводится классификация её причин.
Читать PDF
136.83 кб

Европейская миграция: тенденции и социально-экономические последствия

Трофимова Татьяна Ивановна
Проанализированы различные виды миграционной политики, проводимые на европейском континенте. Показаны их положительные и отрицательные моменты, социально-экономические последствия.
Читать PDF
7.21 мб

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ

Сафиуллина Р. М.
Читать PDF
1.51 мб

Социально-экономические и политико-правовые аспекты посткризисной миграции

Галас Марина Леонидовна
В статье рассматриваются социально-экономические и политико-правовые аспекты посткризисной миграции в динамике с 2012 г. до первой половины 2016 г.
Читать PDF
268.07 кб

Влияние этнических миграций на социально-экономическую безопасность региона

Николаев Александр Николаевич
В статье анализируются вызовы для безопасности российских регионов, создаваемые этническими миграциями.
Читать PDF
633.46 кб

Миграционные процессы в контексте социально-экономического развития общества

Хуринов Геннадий Александрович, Асатрян Альвина Арамовна
Статья посвящена исследованию миграционного процесса как одного из факторов, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие российского общества.

Похожие термины:

  • Новая экономическая теория миграции

    решения о миграции принимаются не изолированными семействами, а большими группами взаимосвязанных людей (семействами или домашними хозяйствами), в которых люди действуют совместно не только с це