МИГРАНТЫ
МИГРАНТЫ
лица, совершающие переселение. К внешней миграции относятся эмиграция и иммиграция, а к внутренней – движение из села в город, а также межрайонные и другие переселения. В современной России термин «М.» используется также для обозначения беженцев из районов локальных конфликтов и стихийных бедствий.
Источник: Словарь по волонтерству.
МИГРАНТЫ
(от лат. migrantis — переселяющийся) — лица, совершающие миграцию, т.е. пересекающие границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительное время, как правило, по причине экономической, политической или национально-правовой нестабильности в своем государстве или регионе. М., которые въезжают на территорию нового государства, меняя место проживания, называются иммигрантами. Лица, которые выезжают в другую страну для проживания (временного или постоянного), называются эмигрантами.
В широком смысле М. — лица, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ. Иначе говоря, М. является каждый, кто совершает эпизодические поездки в другие населенные пункты или местности в туристических, рекреационных и деловых целях; регулярно совершает маятниковые перемещения между двумя поселениями; на различные сроки (месяц и более) покидает свое место жительства для временной работы или учебы в других местностях; переселяется на постоянное место жительства. М., чье переселение связано с занятостью и поисками работы, называются трудовыми М.
В узком значении М. является переселенец в другую местность, меняющий место постоянного жительства.
М. в социологическом понимании — это социальные группы, члены которых осознают себя целостным субъектом поведения на новом месте жительства и обладают чувством групповой солидарности.
В разных странах и в различных контекстах используется множество терминов, описывающих процессы миграции, самих мигрантов, их виды и особенности. Так, для обозначения переселяющихся в другие страны и регионы людей используют различные термины: “мигранты”, “этнические меньшинства”, “переселенцы”, “этнические общины”, “диаспоры”. В зависимости от социально-экономического контекста появляются такие определения мигрантов, как “беженцы”, “трудовые мигранты”, “иностранные студенты” и пр.
В современном обществе отмечается активное развитие процессов, связанных с глобализацией и миграцией. На сегодняшний день становится повседневной нормой высокий уровень мобильности больших групп людей и пересечения различных территориальных границ: национальных, региональных, континентальных.
В рамках международной миграции в Россию в 2014 г. прибыло 578 511 человек, по данным Росстата, этот поток увеличивается. Растет число вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище.
На Федеральную миграционную службу РФ (ФМС) возложена функция формирования и реализации политики России в области миграции населения. Вопросы трудовой миграции граждан РФ за границу и иностранных граждан в РФ регулируются соглашениями, заключаемыми Россией. Политика России по привлечению иностранной рабочей силы обеспечивает приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест.
В 2012 г. утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В этом документе официально утверждается, что привлечение иностранных работников является необходимостью дальнейшего поступательного развития российской экономики. Концепция в целом ориентирована на решение задачи привлечения в страну М. для восполнения естественных потерь населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала.
Правовой статус вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище в РФ, регламентируется федеральными законами: от 19.02.1993 № 4528-I “О беженцах”; от 19.02.1993 № 4530-1 “О вынужденных переселенцах”; от 05.05.2014 № 127-ФЗ “О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и др.
В соответствии с законодательством РФ, на получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, и 1) в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений; 2) не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.
Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на три года.
Беженцы имеют право: на получение лекарственной и медицинской помощи; содействие в провозе багажа к месту проживания; размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами; социальную защиту со стороны государства; занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.
Иностранный гражданин может не только находиться на территории РФ в качестве беженца, но и получить здесь временное убежище. Оно может быть предоставлено иностранцу или лицу без гражданства в двух случаях: 1) лицо имеет основания для получения статуса беженца, но не желает его оформлять, а просит разрешить ему временное нахождение в России; 2) у лица нет оснований для признания беженцем, но в силу принципов гуманности его не следует выдворять из России.
Для получения временного убежища лицу, не имеющему гражданства РФ, нужно обратиться в подразделение ФМС по месту своего нахождения.
Статус беженца дает дополнительные преимущества: у гражданина появляется законное право в течение трех лет проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь, трудоустраиваться и т. д.
Беженцы и вынужденные переселенцы часто воспринимаются как лица одной и той же категории. Однако если беженцем может быть признан человек, не имеющий российского гражданства, то вынужденный переселенец, как правило, является гражданином РФ. Вынужденными переселенцами могут быть признаны:
1. Граждане РФ, которые оставили место жительства в иностранном государстве и прибыли в Россию по причине насилия либо преследования по расовому, национальному, религиозному или иному признаку.
2. Граждане России, покинувшие один регион РФ и прибывшие на территорию другого по вышеназванным причинам.
3. Иностранцы и лица без гражданства, которые правомерно проживают в РФ и вынуждены сменить место жительства в пределах РФ по вышеуказанным причинам.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев различается, так как вынужденные переселенцы, имея российское гражданство, обладают всеми правами, предоставленными гражданам РФ в силу закона. Кроме того, статус вынужденных переселенцев дает право на социальную поддержку и материальную помощь со стороны государства.
Статус беженца можно получить только в территориальных подразделениях ФМС.
Однако проблемы вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище в РФ, не ограничиваются малообеспеченностью и бытовой неустроенностью. Ученые отмечают ряд проблем, связанных с включенностью в культурную среду принимающего общества, к числу которых относят трудности взаимодействия с коренным населением, сложности профессионального определения, жилищно-бытовую неустроенность, формирование негативных эмоциональных состояний — тревожности, стресса, агрессивности, проблемы девиантного поведения мигрантов и т.д.
Актуальным является вопрос о развитии жизнеспособности и формировании позитивной социальной адаптации мигрантов в принимающем обществе. Необходимо понимание того, что позитивная социальная адаптация мигрантов и их детей в России имеет социальное, экономическое, политическое, духовно-культурное значение и неразрывно связана с благополучием и процветанием России и его населения.
Ученые выделяют следующие факторы социокультурной адаптации:
— степень осведомленности и информированности переселенца (знания о стране переселения, ее культуре; доступность для мигранта необходимой информации о его правах и возможностях);
— уровень социальных навыков (уровень развития у переселенца навыков социальной перцепции и способности выстраивать
взаимоотношения с окружающими);
— величину “культурной дистанции” (отдаленность или близость культур, общие характеристики новой культуры, быта, например особенности пищи, одежды, жилища, экономики, транспортной системы, личных семейных и деловых взаимоотношений).
При характеристике стадий адаптации у мигрантов учеными, как правило, подчеркивается многоэтапность этого процесса, например, он представляется в виде семишаговой модели:
1) культурное обучение;
2) позитивная установка по отношению к принимающему обществу;
3) негативная установка по отношению к обществу происхождения;
4) фаза аккомодации (приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности);
5) социальная помощь принимающего общества;6) отождествление с принимающим обществом;
7) принятие ценностей и норм принимающего общества.
Социальная политика в отношении мигрантов разрабатывается в соответствии с основными направлениями развития целостного многонационального и многоконфессионального государства. Эти направления, а также основные цели, принципы, задачи, механизмы реализации государственной миграционной политики России определены в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом РФ 13.06.2012 г.).
В перечень задач государственной миграционной политики РФ входит:
— создание условий и стимулов для переселения в РФ на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
— разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
— содействие развитию внутренней миграции;
— содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
— выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
— содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
— противодействие незаконной миграции.
Показательным документом является и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637). В 2012 г. президентом подписан указ, содержащий новую редакцию Государственной программы и сделавший ее бессрочной (Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289).
Участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом, постоянно или временно проживающие в РФ на законном основании либо получившие временное убежище в РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии; соотечественниками за рубежом являются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ; соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
В целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, субъекты РФ разрабатывают региональные программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Региональная программа переселения субъекта РФ, согласованная в Правительстве РФ и утвержденная органами государственной власти субъекта РФ, является документом, определяющим порядок взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъекта РФ на территории данного субъекта РФ при реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой и региональной программой переселения.
Готовность субъекта РФ к приему переселенцев подтверждается реализацией принятых обязательств: по оказанию переселенцам содействия в обустройстве, в том числе жилищном, в трудоустройстве, переобучении и при необходимости в переквалификации; предоставлению информационных, консультационных, в том числе юридических (юридическая помощь по вопросам заключения трудового контракта, оформления документов на медицинское обслуживание, социальное обеспечение) и других услуг.
Еще одним показательным документом миграционной политики является Соглашение о взаимодействии Русской Православной Церкви и Федеральной миграционной службы России (19.04.2013). Предметом Соглашения стало взаимодействие Русской Православной Церкви и ФМС России в рамках реализации миграционной политики Российской Федерации с учетом традиционных духовных, культурных, исторических и социально-правовых ценностей.
И.Н. Тупицына, Е.Г. Студенова
Лит.: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2015 г. (утверждена Президентом РФ 13.06.2012 г.); Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”; Миграция в России, 2000–2012: Хрестоматия: В 3 т. / Гл. ред. И.С. Иванов; Сост. Н.В. Мкртчян, Е.В. Тюрюканова. М.: Спецкнига, 2013; Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. Конструктивистский и социально-психологический подходы к изучению факторов жизнеспособности и адаптации мигрантов: Монография. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2015; Русская Православная Церковь [Электрон. ресурс]: Официальный сайт Московского Патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/; Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; Гл. ред. В.Н. Иванов. Т. 1 (А-М). М.: Мысль, 2003; Федеральная миграционная служба [Электрон. ресурс] : [сайт]. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru; Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс] : [сайт]. Режим доступа: http:// www.gks.ru; Юдина Т.Н. Социология миграций: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006.
В широком смысле М. — лица, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ. Иначе говоря, М. является каждый, кто совершает эпизодические поездки в другие населенные пункты или местности в туристических, рекреационных и деловых целях; регулярно совершает маятниковые перемещения между двумя поселениями; на различные сроки (месяц и более) покидает свое место жительства для временной работы или учебы в других местностях; переселяется на постоянное место жительства. М., чье переселение связано с занятостью и поисками работы, называются трудовыми М.
В узком значении М. является переселенец в другую местность, меняющий место постоянного жительства.
М. в социологическом понимании — это социальные группы, члены которых осознают себя целостным субъектом поведения на новом месте жительства и обладают чувством групповой солидарности.
В разных странах и в различных контекстах используется множество терминов, описывающих процессы миграции, самих мигрантов, их виды и особенности. Так, для обозначения переселяющихся в другие страны и регионы людей используют различные термины: “мигранты”, “этнические меньшинства”, “переселенцы”, “этнические общины”, “диаспоры”. В зависимости от социально-экономического контекста появляются такие определения мигрантов, как “беженцы”, “трудовые мигранты”, “иностранные студенты” и пр.
В современном обществе отмечается активное развитие процессов, связанных с глобализацией и миграцией. На сегодняшний день становится повседневной нормой высокий уровень мобильности больших групп людей и пересечения различных территориальных границ: национальных, региональных, континентальных.
В рамках международной миграции в Россию в 2014 г. прибыло 578 511 человек, по данным Росстата, этот поток увеличивается. Растет число вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище.
На Федеральную миграционную службу РФ (ФМС) возложена функция формирования и реализации политики России в области миграции населения. Вопросы трудовой миграции граждан РФ за границу и иностранных граждан в РФ регулируются соглашениями, заключаемыми Россией. Политика России по привлечению иностранной рабочей силы обеспечивает приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест.
В 2012 г. утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В этом документе официально утверждается, что привлечение иностранных работников является необходимостью дальнейшего поступательного развития российской экономики. Концепция в целом ориентирована на решение задачи привлечения в страну М. для восполнения естественных потерь населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала.
Правовой статус вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище в РФ, регламентируется федеральными законами: от 19.02.1993 № 4528-I “О беженцах”; от 19.02.1993 № 4530-1 “О вынужденных переселенцах”; от 05.05.2014 № 127-ФЗ “О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и др.
В соответствии с законодательством РФ, на получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, и 1) в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений; 2) не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.
Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на три года.
Беженцы имеют право: на получение лекарственной и медицинской помощи; содействие в провозе багажа к месту проживания; размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами; социальную защиту со стороны государства; занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.
Иностранный гражданин может не только находиться на территории РФ в качестве беженца, но и получить здесь временное убежище. Оно может быть предоставлено иностранцу или лицу без гражданства в двух случаях: 1) лицо имеет основания для получения статуса беженца, но не желает его оформлять, а просит разрешить ему временное нахождение в России; 2) у лица нет оснований для признания беженцем, но в силу принципов гуманности его не следует выдворять из России.
Для получения временного убежища лицу, не имеющему гражданства РФ, нужно обратиться в подразделение ФМС по месту своего нахождения.
Статус беженца дает дополнительные преимущества: у гражданина появляется законное право в течение трех лет проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь, трудоустраиваться и т. д.
Беженцы и вынужденные переселенцы часто воспринимаются как лица одной и той же категории. Однако если беженцем может быть признан человек, не имеющий российского гражданства, то вынужденный переселенец, как правило, является гражданином РФ. Вынужденными переселенцами могут быть признаны:
1. Граждане РФ, которые оставили место жительства в иностранном государстве и прибыли в Россию по причине насилия либо преследования по расовому, национальному, религиозному или иному признаку.
2. Граждане России, покинувшие один регион РФ и прибывшие на территорию другого по вышеназванным причинам.
3. Иностранцы и лица без гражданства, которые правомерно проживают в РФ и вынуждены сменить место жительства в пределах РФ по вышеуказанным причинам.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев различается, так как вынужденные переселенцы, имея российское гражданство, обладают всеми правами, предоставленными гражданам РФ в силу закона. Кроме того, статус вынужденных переселенцев дает право на социальную поддержку и материальную помощь со стороны государства.
Статус беженца можно получить только в территориальных подразделениях ФМС.
Однако проблемы вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище в РФ, не ограничиваются малообеспеченностью и бытовой неустроенностью. Ученые отмечают ряд проблем, связанных с включенностью в культурную среду принимающего общества, к числу которых относят трудности взаимодействия с коренным населением, сложности профессионального определения, жилищно-бытовую неустроенность, формирование негативных эмоциональных состояний — тревожности, стресса, агрессивности, проблемы девиантного поведения мигрантов и т.д.
Актуальным является вопрос о развитии жизнеспособности и формировании позитивной социальной адаптации мигрантов в принимающем обществе. Необходимо понимание того, что позитивная социальная адаптация мигрантов и их детей в России имеет социальное, экономическое, политическое, духовно-культурное значение и неразрывно связана с благополучием и процветанием России и его населения.
Ученые выделяют следующие факторы социокультурной адаптации:
— степень осведомленности и информированности переселенца (знания о стране переселения, ее культуре; доступность для мигранта необходимой информации о его правах и возможностях);
— уровень социальных навыков (уровень развития у переселенца навыков социальной перцепции и способности выстраивать
взаимоотношения с окружающими);
— величину “культурной дистанции” (отдаленность или близость культур, общие характеристики новой культуры, быта, например особенности пищи, одежды, жилища, экономики, транспортной системы, личных семейных и деловых взаимоотношений).
При характеристике стадий адаптации у мигрантов учеными, как правило, подчеркивается многоэтапность этого процесса, например, он представляется в виде семишаговой модели:
1) культурное обучение;
2) позитивная установка по отношению к принимающему обществу;
3) негативная установка по отношению к обществу происхождения;
4) фаза аккомодации (приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности);
5) социальная помощь принимающего общества;6) отождествление с принимающим обществом;
7) принятие ценностей и норм принимающего общества.
Социальная политика в отношении мигрантов разрабатывается в соответствии с основными направлениями развития целостного многонационального и многоконфессионального государства. Эти направления, а также основные цели, принципы, задачи, механизмы реализации государственной миграционной политики России определены в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом РФ 13.06.2012 г.).
В перечень задач государственной миграционной политики РФ входит:
— создание условий и стимулов для переселения в РФ на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
— разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
— содействие развитию внутренней миграции;
— содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
— выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
— содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
— противодействие незаконной миграции.
Показательным документом является и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637). В 2012 г. президентом подписан указ, содержащий новую редакцию Государственной программы и сделавший ее бессрочной (Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289).
Участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом, постоянно или временно проживающие в РФ на законном основании либо получившие временное убежище в РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии; соотечественниками за рубежом являются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ; соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
В целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, субъекты РФ разрабатывают региональные программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Региональная программа переселения субъекта РФ, согласованная в Правительстве РФ и утвержденная органами государственной власти субъекта РФ, является документом, определяющим порядок взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъекта РФ на территории данного субъекта РФ при реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой и региональной программой переселения.
Готовность субъекта РФ к приему переселенцев подтверждается реализацией принятых обязательств: по оказанию переселенцам содействия в обустройстве, в том числе жилищном, в трудоустройстве, переобучении и при необходимости в переквалификации; предоставлению информационных, консультационных, в том числе юридических (юридическая помощь по вопросам заключения трудового контракта, оформления документов на медицинское обслуживание, социальное обеспечение) и других услуг.
Еще одним показательным документом миграционной политики является Соглашение о взаимодействии Русской Православной Церкви и Федеральной миграционной службы России (19.04.2013). Предметом Соглашения стало взаимодействие Русской Православной Церкви и ФМС России в рамках реализации миграционной политики Российской Федерации с учетом традиционных духовных, культурных, исторических и социально-правовых ценностей.
И.Н. Тупицына, Е.Г. Студенова
Лит.: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2015 г. (утверждена Президентом РФ 13.06.2012 г.); Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”; Миграция в России, 2000–2012: Хрестоматия: В 3 т. / Гл. ред. И.С. Иванов; Сост. Н.В. Мкртчян, Е.В. Тюрюканова. М.: Спецкнига, 2013; Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. Конструктивистский и социально-психологический подходы к изучению факторов жизнеспособности и адаптации мигрантов: Монография. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2015; Русская Православная Церковь [Электрон. ресурс]: Официальный сайт Московского Патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/; Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; Гл. ред. В.Н. Иванов. Т. 1 (А-М). М.: Мысль, 2003; Федеральная миграционная служба [Электрон. ресурс] : [сайт]. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru; Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс] : [сайт]. Режим доступа: http:// www.gks.ru; Юдина Т.Н. Социология миграций: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006.