МИКРОДАННЫЕ

Найдено 1 определение
МИКРОДАННЫЕ
индивидуальные значения признаков единиц наблюдения, сведения по отдельным физическим или юридическим лицам, получаемые от респондентов по формам федерального статистического наблюдения. М. по содержанию – первичная статистическая информация, т.е. матрица вариантов значений признаков единиц наблюдения, зафиксированных в результате наблюдения статистического по той или иной программе, и приписанных соответствующим элементам наблюдаемой совокупности. Статистические ряды М. могут быть представлены в форме неупорядоченных или (как правило) упорядоченных рядов наблюдения. М. – основа построения различных группировок единиц наблюдения для получения агрегированной статистической информации (макроданных) в форме статистических показателей. В большинстве стран мира, в т.ч. РФ, в соответствии с принципом обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, М. или полностью недоступны, или существуют ограничения на доступ к ним, и поэтому такие данные редко используются в аналитической практике. Этим М. отличаются от макроданных. Макроданные открыты и доступны для всех категорий пользователей, однако степень детализации информации, содержащейся в макроданных, не всегда соответствует информационной потребности экономики. Под эгидой Всемирного банка в различных странах мира, в т.ч. в РФ, реализуется ряд проектов, направленных на повышение открытости и прозрачности статистики. Эти проекты включают, мероприятия, направленные на обеспечение доступности М. для широкого круга пользователей, при обязательном обеспечении соблюдения принципа конфиденциальности. Напр., в РФ 16 апр. 2002 между Минтруда РФ, Росстатом, Группой Всемирного банка и Министерством междунар. развития Великобритании (DFID) был подписан Меморандум о взаимопонимании по основам совместного проекта, направленного на совершенствование измерения, мониторинга и анализа бедности в стране. План действий Проекта по совершенствованию измерения, мониторинга и анализа бедности в РФ включает семь целевых блоков, в рамках которых предусмотрено реализовать в общей сложности 20 мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленных задач. В т.ч. Блок 5 «Предоставление доступа к базе данных обследования бюджетов домашних хоз-в (ОБДХ) в соответствии с действующим рос. законодательством, междунар. рекомендациями и при сохранении полной конфиденциальности индивидуальных респондентов» устанавливает принципы открытого доступа к М. и направления системной работы по созданию баз М. В результате Росстат приступил к осуществлению эксперимента по развитию форм взаимодействия с пользователями статистической информации и в РФ впервые были открыто опубликованы М. выборочного ОБДХ на уровне М. Федеральной службы гос. статистики, позволяющие пользователям производить самостоятельную работу по получению дополнительной информации, необходимой для решения конкретных научноаналитических и практических задач. Публикуемые результаты выборочного ОБДХ содержат как М. по домохозяйствам и членам домохозяйств в 2003 – 04 (поквартально, по субъектам РФ) и агрегированные итоги, макроданные, полученные на основе данных обследования, в целом по РФ за 2003 – 04. Представленная информация сопровождается метаданными, содержащими описание файлов М., входящих в них переменных и методологии организации наблюдения, в целях адекватного применения получаемой информации пользователями. Результаты обследования представлены с соблюдением законодательных норм по защите конфиденциальности собранной информации. До сих пор М. в области социальной статистики обеспечивал только опрос. Развитие гос. статистики в среднесрочной перспективе должно обеспечить: доступность значительного круга М. и прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей и в других отраслях статистики. Только в этом случае можно обеспечить повышение эффективности и качества статистики; научный подход к применению междунар. статистических стандартов и классификаций при определении национальной системы статистических показателей и методов их формирования; оптимальное сочетание периодического проведения всероссийских переписей хозяйствующих субъектов и нас., и выборочных статистических обследований; снижение нагрузки на отчитывающиеся организации путем расширения практики использования в статистических целях адм. информации органов гос. власти; методологическое и организационное обеспечение расчета индикаторов достижения целей социально-экономического развития страны и показателей деятельности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ. В США и Канаде М. доступны исследователям уже в течение почти сорока лет и стали важным компонентом историко-социальных и экономических исследований. При открытом доступе к М., персональная информация, позволяющая идентифицировать единицы наблюдения с конкретными респондентами, остается закрытой, что гарантирует неприкосновенность частной жизни респондентов и обеспечить тем самым сохранение доверия к статистике. Широкое использование М. переписей демографами, изучающими США, стало возможным во многом благодаря Проекту организации открытого доступа к коллекциям М. в США IPUMS-USA (проект, посвященный сбору и распределению данных переписи США). Этот проект, организаторами и исполнителями которого являются Стивен Рагглз, Мэтью Собек и другие исследователи Миннесотского центра изучения народонаселения, обеспечивает доступность М. переписей нас. для ученых и предоставляет их пользователям, в сопоставимом формате, с всесторонней документацией с помощью удобной в использовании системы электронного доступа. Предоставляемая информация сопровождается метаданными, т.е. описаниями файлов М. и входящих в них переменных и методологии организации. С момента начала реализации проекта в 1995 IPUMS-USA стал одним из наиболее востребованных ресурсов в мире. Более 6000 исследователей зарегистрировались, чтобы использовать эту систему доступа к М. Круг пользователей продолжает быстро расширяться, только в течение одного года регистрируется около 2500 новых пользователей. В 1998 было предложено расширить IPUMS-парадигму на переписи Колумбии. Этот экспериментальный проект, проводимый в сотрудничестве с Колумбийским национальным статистическим агентством (DANE), был разработан, чтобы продемонстрировать возможности создания общего доступа к использованию М. переписей для неанглоязычных стран. Ряд аналогичных междунар. проектов, которые известны под назв. Междунар. проект по обеспечению открытого доступа к коллекциям М. (IPUMSInternationa) l, получили безусловное признание. В мае 2002 была опубликована первая предварительная группа сопоставимых выборок М. переписей по Колумбии, Франции, Кении, Мексике, США и Вьетнаму. В течение нескольких месяцев работы первого выпуска Проекта междунар. баз первичных данных переписей нас., информация о нем распространялась, гл. обр., в несистематизированной устной форме. Выпуск второй группы сопоставимых выборок по Бразилии, Китаю, Гане, Венгрии и Испании был осуществлен в 2004. Реакция ученых на новые М. была настолько восторженной, что в скором времени проект IPUMS-International стал конкурировать по частоте использования с IPUMS-USA. Существует обширный архив необработанных первичных М. переписей нас. стран Европы, начиная с 1960, представленный в машиночитаемой форме (55 стран, 158 переписей нас., 325 млн чел). Чтобы сделать эти данные доступными исследователям, начат проект по созданию сопоставимых и документированных выборок приблизительно из сорока восточноевропейских и западноевропейских переписей (IPUMS-Europe). Эти микрои метаданные станут вскоре доступными для целей академического и образовательного исследования, благодаря системе распространения данных через Интернет. Новая база данных, содержит более 100 млн записей, охватывающих сорокалетний период 20 в. Цель проектов IPUMS-International и IPUMS-Europe состоит не только в том, чтобы просто сделать М. доступными; она приведет к их реальному использованию. Даже там, где М. переписей доступны исследователям, существуют трудности сопоставления данных по разным странам или периодам времени из-за несогласованности между наборами М. и метаданных. Из-за этого редко предпринимаются сравнительные междунар. исследования. Существует ряд открытых баз М. по пр-тиям (в первую очередь, по финансовому сектору – банкам и страховым орг-циям), по малому и среднему предпринимательству. Один из наиболее интересных проектов – Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). Программа GEM стартовала в 1999 в 10 странах мира, расширилась до 21 страны в 2000, до 29 – в 2001 и до 37 – в 2002, в 2003 – 04 она объединяла около 30 национальных команд. В 2008 всеобщее исследование GEM основывалось на анализе результатов обследования взрослого нас. в 42 странах: около 180 тыс. чел. по всему миру. Исследовательский проект – детализированное структурное обследование и позиционируется как статистический. Единый банк М. GEM содержит более 90 признаков предпринимательской активности и социальнодемографического статуса индивидов, в ежегодной периодичности обследований. Это обеспечивает изучение уровня предпринимательской активности нас. и рамочных условий предпринимательской деятельности во всех участвующих в проекте странах, с целью выяснения вклада предпринимательской активности в экономический рост. Согласно условиям Проекта, М. GEM доступны для РФ с 2006. За счет макс. детализации М. обеспечивают возможность разработки собственных планов группировки единиц наблюдения для каждого отдельно взятого социально-экономического исследования. Это позволяет без всяких методологических ограничений использовать М. при моделировании структуры и факторов развития реальных социально-экономических процессов. Поэтому повышение доступности М., при обязательном соблюдении их конфиденциальности – перспективный путь развития статистики в РФ и в мире в целом. Следует, однако, учитывать, что М., в отличие от макроданных, могут использоваться в т.ч. и для нестатистических целей – в первую очередь, для контроля деятельности единиц наблюдения. Поэтому при распространении М. первостепенное значение приобретают методы защиты конфиденциальности информации, включая систему кодирования признаковидентификаторов единиц наблюдения и отчетных (статистических) единиц. Повышение доступности М., при обязательном соблюдении их конфиденциальности – перспективный путь развития статистики в РФ и в мире в целом.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
572.57 кб

НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА НА МИКРОДАННЫХ

Ибрагимова З. Ф., Франц М. В.
В исследовании представлена оценка вклада неравенства возможностей, обусловленного образованием и профессиональным статусом родителей индивида, в неравенство заработной платы мужчин в возрасте 26-60 лет, проживающих в городской ме