1806-1873) - англ. философ, экономист. Важнейшей чертой социологии М. считал эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в качестве единственно возможной методологии соц. наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию, т. е. знание, полученное даже на основе "истинной" индукции, всегда гипотетично. М. впервые разработал разнообразные о мы логич. доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явления, используемые до сегодняшнего дня в соц. эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп. Основные "четыре метода опытного исследования" - это методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Соч. Система логики силлогистической и индуктивной. СПб., 1914; Основы политической экономии. М., 1981. И.А. Полулях.
МИЛЛЬ Джон Стюарт
МИЛЛЬ (МШ) Джон Стюарт
Источник: Российская социологическая энциклопедия
МИЛЛЬ Джон Стюарт
(1806-1873) – англ. экономист. Одной из проблем социологического творчества М. является проблема различия между общими и единичными именами, конкретными и абстрактными терминами. По его мнению, термины обозначают только частное и общий термин, такой как «человечество», не обозначает сущности, отличной от индивидов, которые вместе составляют род человеческий. Другое направление работ М. - развитие методологии науки. Он рассматривает индукцию, которая заключается в том, что мы переходим не от прошлого к будущему, а от знания известного к знанию неизвестного. В сочинении «Система логики силлогической и индуктивной» (1843) Милль рассматривает индуктивную логику как общую методологию наук. Здесь он последовательно исследует то, что называет «природой утверждения». Испытав воздействие Конта и разделяя некоторые его взгляды, М., тем не менее, не принимал его социально-политических воззрений, считая, что тот защищает систему духовного и политического деспотизма и игнорирует свободу личности. М. утверждает, что мы можем вмешиваться в действия других людей только в том случае, если они наносят вред другим людям.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Милль Джон Стюарт
Mill, John Stuart) (1806—73), англ, философ и экономист. М. был воспитан отцом в строгом духе утилитаристской школы утилитаризм) моральной и полит, философии. Его собственный вклад заключался в обогащении этой философии концепциями континентальной мысли (континентальная философия) — особенно в связи с необходимостью историч. понимания совр. обществ, ин-тов, — в рез-те чего у него сложилась тщательно разработанная концепция либерализма. В кн. О свободе (1859) М. утверждал, что гарантированная сфера личной свободы является необходимым условием развития индивида, и выступал в защиту принципа, согласно к-рому гос-во может вторгаться в сферу личных намерений и поступков лишь для того, чтобы защитить др. индивидов. В Рассуждениях о представительном правлении (1861) М. предложил схему полит, системы, где широкое нар. представительство сочетается с защитой интересов меньшинств и особая роль отводится интеллектуальной элите. М. был ведущим представителем классической политической экономии и автором работ по широкому кругу эконом, вопросов, где гармонически соединялось либеральное убеждение в необходимости свободной конкуренции с приверженностью принципу справедливости в распределении обществ, благ.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ
Mill, John Stuart) (1806-1873) - английский философ и ведущий представитель либерализма XIX в., проявивший глубокий интерес к достижениям социальной науки и социологии, особенно к творчеству Конта. Помимо философских и более общего плана работ ("Утилитаризм", 1861; "Представительное правление", 1861; "Основы политической экономии", 1848). вклад Милля в социальную науку был сделан в "Системе логики (1§43), где он дал формальный анализ главных методов индукции и индуктивной логики, которую развивал как основу эмпирического исследования и научного метода в социальной и естественных науках (см. сравнительный метод). Выдвигая утверждение об "однородности природы", Милль стремился бороться с традиционным философским скептицизмом; однако нельзя сказать, что он решил эту проблему (см. Фальсификация). Под влиянием Токвиля в книге "О свободе" (1859) Милль выступил против всех форм цензуры и за терпимость к иным точкам зрения, обосновав это, в частности, тем, что развитие знания требовало открытости. Данную точку зрения можно считать аргументом против всякого застылого метода (см. Фейерабенд; Истинность). Другой довод состоял в значении живой жизни, поскольку каждый выбирает из предоставляемого жизненным опытом" то, что не угрожает другим. В "Подчинении женщины" (1869) изложены доводы против неравенства полов. Вклад в утилитаризм продолжил творчество его отца — Джеймса Милля (1773—1836) — и крестного отца — Иеремии Бентама. Милль следовал их суждениям о праве и о "принципе удовольствия" — степени, в которой частные действия или социальные механизмы усиливают или не усиливают полное "счастье". Однако он отличался от них, настаивая на необходимости различия высших и низших форм удовольствия.
Источник: Большой толковый социологический словарь
МИЛЛЬ Джон Стюарт
(20.05. 1806, Лондон —08.05.1873, Авиньон) — англ. философ, экономист, политический деятель. Служил чиновником Вест-Индийской компании (1823— 1858), впоследствии (1865—1868) — член палаты общин англ. парламента. М.—основатель англ. Позитивизма, последователь Конта. Значит, место в его творчестве занимала разработка проблем логики и этики. Социол. взгляды М. наряду с его экономическим учением в осн. изложены в работе «Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии» [2], содержащей систематизацию идей, господствовавших в обществ, мысли Англии первой половины 19 в., а также в монографии «Огюст Конт и позитивизм» [3]. Важнейшей чертой социологии М. является эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в кач-ве единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию в полном объеме, т. к. знание, полученное даже на основе «истинной» индукции, всегда гипотетично. Стремясь к созданию позитивной науки «о духе», «о человеческой природе», М. в значит, мере психологизировал обществ.-исторические законы развития и деятельности человека и вследствие этого социологию как науку. М. впервые разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, используемые до сегодняшнего дня в социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп.
Осн. «четыре метода опытного исследования» — это методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Однако сложность об-ва как объекта исследований, трудности в однозначном детерминировании связей экспериментальных переменных, неразвитость совр. М. научно-экспериментальной базы привели его к признанию ограниченности, а затем и полному отрицанию возможностей применения эксперимента в социальных науках. Важным элементом социально-филос. концепции М. явл. последовательная разработка принципов этического утилитаризма Бентама в сочетании с принципами альтруизма, ограничивающими извечный эгоизм человека в интересах достижения всеобщего счастья. М. критиковал пороки капитализма с бурж.-реформистских позиций, сводя возможные социальные преобразования к перераспределению прибылей на путях популяризации взглядов о «добровольном ограничении потребностей». В вопросе о тенденциях роста народонаселения он занимал мальтузианские позиции. М. был одним из первых сторонников женского равноправия. И. А. Пол у лях
Осн. «четыре метода опытного исследования» — это методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Однако сложность об-ва как объекта исследований, трудности в однозначном детерминировании связей экспериментальных переменных, неразвитость совр. М. научно-экспериментальной базы привели его к признанию ограниченности, а затем и полному отрицанию возможностей применения эксперимента в социальных науках. Важным элементом социально-филос. концепции М. явл. последовательная разработка принципов этического утилитаризма Бентама в сочетании с принципами альтруизма, ограничивающими извечный эгоизм человека в интересах достижения всеобщего счастья. М. критиковал пороки капитализма с бурж.-реформистских позиций, сводя возможные социальные преобразования к перераспределению прибылей на путях популяризации взглядов о «добровольном ограничении потребностей». В вопросе о тенденциях роста народонаселения он занимал мальтузианские позиции. М. был одним из первых сторонников женского равноправия. И. А. Пол у лях
МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт
1806-1873) - основатель английского позитивизма, экономист, социолог, этик, логик, теоретик либерализма. Член палаты общин английского парламента (1865-1868). М. внес значительный вклад в становление социологии и разработку эмпирических методов социальных исследований.
Обращения М. к проблемам социологии было вызвано неудовлетворенностью утилитаристской моделью анализа поведения человека и концепцией "экономического человека", слишком упрощающих реальность и не учитывающих влияния многообразия факторов социальной и культурной среды. М. много сделал для пропаганды в Англии идей Конта . Однако между их социологическими взглядами существуют принципиальные различия: Конт - социологический реалист, М. - последовательный номиналист. В связи с этим М. полагал, что универсальный характер имеют только законы индивидуальной психологии. Потребность же в социологии вытекает из факта невозможности наблюдения человека вне социальных связей. Однако законы социологии обладают потенциалом объяснения (необходимо лишь предостерегаться от необоснованных экстраполяций абстрактных представлений). Психологический редукционизм приводил М. к выводам о том, "что все общественные явления суть порождения человеческой натуры".
Разногласия между М. и Контом были первой в истории социологии версией спора между психологизмом и социологизмом, редукционизмом и холизмом. Экономические и социологические взгляды М. изложены в работе "Основания политической экономики с некоторыми приложениями к общественной философии" и в монографии "Огюст Конт и позитивизм" (1865). М. известен также разработкой индуктивной логики и попыткой эмпирического обоснования с ее помощью социологии. Индуктивная логика трактовалась им как методологическая основа обобщения фактов и доказательства выводов. Он впервые разработал основные схемы логического анализа причинно-следственных связей в социальном эксперименте: методы единственного сходства и единственного различия, сопутствующих изменений и остатков ("Система рассудочной и индуктивной логики". Тт. 1-2, 1843). Ориентируясь на образцы естественных наук, М. придавал большое значение применению в социальных науках статистических методов. Однако возникшие методологические проблемы привели его к отрицанию возможности применения эксперимента в социальных науках.
Философские идеи М. в основном развивали принципы этического утилитаризма И. Бентама ("Утилитаризм", 1863) с позиций либерального реформатора. Заметно влияние на него Дж. Беркли и Д. Юма. Другие работы М.: "О свободе" (совместно с женой Г. Тейлор, 1859); "Размышления о представительном правлении" (1861); "Утилитаризм" (1861); "Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона..." (1865); "Подчиненность женщины" (1869); "О религии" (очерки, опубликованы посмертно, 1874) и др.
А.П. Лимаренко
Обращения М. к проблемам социологии было вызвано неудовлетворенностью утилитаристской моделью анализа поведения человека и концепцией "экономического человека", слишком упрощающих реальность и не учитывающих влияния многообразия факторов социальной и культурной среды. М. много сделал для пропаганды в Англии идей Конта . Однако между их социологическими взглядами существуют принципиальные различия: Конт - социологический реалист, М. - последовательный номиналист. В связи с этим М. полагал, что универсальный характер имеют только законы индивидуальной психологии. Потребность же в социологии вытекает из факта невозможности наблюдения человека вне социальных связей. Однако законы социологии обладают потенциалом объяснения (необходимо лишь предостерегаться от необоснованных экстраполяций абстрактных представлений). Психологический редукционизм приводил М. к выводам о том, "что все общественные явления суть порождения человеческой натуры".
Разногласия между М. и Контом были первой в истории социологии версией спора между психологизмом и социологизмом, редукционизмом и холизмом. Экономические и социологические взгляды М. изложены в работе "Основания политической экономики с некоторыми приложениями к общественной философии" и в монографии "Огюст Конт и позитивизм" (1865). М. известен также разработкой индуктивной логики и попыткой эмпирического обоснования с ее помощью социологии. Индуктивная логика трактовалась им как методологическая основа обобщения фактов и доказательства выводов. Он впервые разработал основные схемы логического анализа причинно-следственных связей в социальном эксперименте: методы единственного сходства и единственного различия, сопутствующих изменений и остатков ("Система рассудочной и индуктивной логики". Тт. 1-2, 1843). Ориентируясь на образцы естественных наук, М. придавал большое значение применению в социальных науках статистических методов. Однако возникшие методологические проблемы привели его к отрицанию возможности применения эксперимента в социальных науках.
Философские идеи М. в основном развивали принципы этического утилитаризма И. Бентама ("Утилитаризм", 1863) с позиций либерального реформатора. Заметно влияние на него Дж. Беркли и Д. Юма. Другие работы М.: "О свободе" (совместно с женой Г. Тейлор, 1859); "Размышления о представительном правлении" (1861); "Утилитаризм" (1861); "Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона..." (1865); "Подчиненность женщины" (1869); "О религии" (очерки, опубликованы посмертно, 1874) и др.
А.П. Лимаренко
Источник: Социология: энциклопедия