МИЛОСЕРДИЕ В БУДДИЗМЕ

Найдено 1 определение
МИЛОСЕРДИЕ В БУДДИЗМЕ
идея сострадательного отношения к нуждающимся, которая встречается в буддизме – первой по времени появления мировой религии, возникшей в северо-восточной части Индии в середине 1 тысячелетия до н. э. Возникновение буддизма отражало острый кризис традиционной религии, связанной с жертвоприношениями и ритуалами. Этот кризис выражался в появлении на территории Древней Индии странствующих проповедников, одним из которых был принц Сиддхартха Гаутама, считающийся основателем буддизма. Согласно преданию, Сиддхартха Гаутама родился в семье знатных родителей, которым было предсказано, что их сын станет либо великим правителем, либо учителем человечества. Несмотря на все старания отца оградить его от внешнего мира, в возрасте 29 лет он увидел четыре судьбоносных знамения.
Перед Сиддхартхой предстали четыре бога, принявшие облик дряхлого старика, измученного болезнью человека, мёртвого тела, а также бродячего нищенствующего монаха, которые символизировали соответственно старость, болезнь, смерть и истинную безмятежность. Первые три знамения указывали на страдание, которое в силу непрерывных перерождений человека было вечным, а четвёртое – на путь, ведущий к избавлению от него. После шести лет отшельнической жизни Сиддхартха предался медитации, в ходе которой ему приходилось противостоять искушениям дьявола, а также представлять доказательства своей доброты и милосердия. Через 49 дней он разрешил загадку страдания, став тем самым Просветлённым (Буддой). Проведя ещё столько же дней в медитации, Будда начал проповедовать своё учение, направленное на освобождение людей от страданий и установление нравственного образа жизни. В ходе исторического развития буддизма в нём выделились два основных направления, которые в отечественной буддологии принято называть Хинаяной и Махаяной. Для Хинаяны идеальной личностью является архат, под которым имеется в виду святой монах, достигший собственными усилиями нирваны и навсегда покинувший этот мир. Что касается Махаяны, то для неё идеальной личностью является не архат, а бодхисаттва. Под бодхисаттвой имеется в виду человек, отказавшийся от достижения нирваны ради того, чтобы помочь другим людям достичь её. Согласно Махаяне, двумя существенными признаками бодсихаттвы являются мудрость и сострадание. В качестве образа, символизирующего единство мудрости и сострадания, в махаянской литературе используется птица. Подобно тому как она не может летать на одном крыле, так и состояния Будды невозможно достичь либо при помощи мудрости, либо при помощи сострадания. Мудрость без сострадания пассивна, а сострадание без мудрости слепо. В тантризме, представляющем собой относительно самостоятельную ветвь Махаяны, мудрость символизируется женским божеством, а сострадание – мужским. Соединение этих божеств имеет своим результатом высшую интеграцию, которая ведёт к пробуждению и обретению состояния Будды.

Источник: Словарь по волонтерству.