идея сострадательного отношения к нуждающимся, которая встречается в даосизме – религиознофилософской системе, сформировавшейся в начале 1 тысячелетия в результате синтеза учений китайских мыслителей Лао-цзы и Чжуанцзы, натурфилософских доктрин, концепции циклического изменения, верований шаманов и магов, а также представлений о бессмертии. Центральное положение в даосизма занимает учение о Дао, представляющем собой всеобщий закон природы, а также начало и конец творения. Никто не сотворил Дао, но всё возвращается к нему и всё происходит от него. Фундаментальное положение в даосизме занимают также принципы естественности и недеяния, первый из которых несёт в себе идею несотворённости сущего, которое исходит из самого себя, а второй представляет собой отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не соответствующей естественному миропорядку. В развитии даосизма выделяют два этапа, которые называют обычно ранним и поздним даосизмом. Содержанием первого этапа, просуществовавшего до 2 в., является зарождение и формирование даосизма. Что касается второго этапа, то он характеризуется развитием сформировавшегося даосизма.
Ранний даосизм называют также философским, а поздний – религиозным. Под влиянием буддизма, переживавшего в Китае период расцвета, в 7–8 вв. происходило становление института даосского монашества, в рамках которого создавались монастыри, а в религиозной практике делался акцент на медитации и приёмах внутреннего самовыражения. В отличие от конфуцианства, в даосизме милосердие рассматривается как индивидуальное качество человека, а не цель его нравственного развития. От соверше ния недобрых дел, которые нарушают изначальную гармонию мира, людей предохраняет принцип недеяния. Поэтому можно сказать, что в нём содержится косвенный призыв к милосердию, предполагающему совершение добрых дел. В раннем даосизме милосердие рассматривается как деградация Дао, свидетельствующая об отсутствии гармонии в обществе, которое не осознало ещё свою естественную необходимость. Человек, познавший Дао, осознаёт заключённые в нём качества, реализация которых и является его естественной необходимостью. Милосердие предполагает определённые действия, которые могут не соответствовать этой необходимости. Наличие его в обществе говорит о том, что не все люди живут в соответствии с требованиями Дао. Отношение позднего даосизма к милосердию определялось двумя обстоятельствами, коренившимися в истории китайской культуры и философской мысли. Во-первых, религиозный даосизм формировался на основе философского, у которого всегда было своё отношение к милосердию, а во-вторых, определённое влияние на его формирование оказали идеи Мо-цзы, касающиеся всеобщей любви и самопожертвования. Созданные в даосизме монастыри занимались не только обеспечением погребальных церемоний и поминовением душ усопших, но и благотворительной деятельностью, включавшей в себя помощь голодающим, больным и др. Поэтому одной из важнейших добродетелей, которые требовались от монахов, было милосердие, составлявшее основу такой деятельности.