идея сострадательного отношения к нуждающимся, которая встречается в джайнизме – одном из религиозных учений, сформировавшемся в Индии в 6–5 вв. до н. э. Центральное положение в этом учении занимает принцип ненасилия, понимаемый как отказ от причинения прямого или косвенного вреда любому живому существу. Он принимается и большинством направлений индуизма, но джайнизм довёл его до логического конца. В джайнизме монахи не могут заниматься сельским хозяйством, поскольку оно связано с уничтожением растений, а также убийством в почве насекомых и мелких животных. Им предписывается строгая вегетарианская диета, процеживание воды для питья и ношение повязки у рта, чтобы сохранять жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. В отличие от монахов, миряне ведут в целом обычную жизнь. Они соблюдают только некоторые обеты, постепенно готовясь к старости, с тем чтобы по пришествии её отречься от всего земного и сосредоточиться на достижении духовного освобождения.
В число этих обетов входит и воздержание от нанесения какого бы то ни было вреда жизни, свойственной как движущимся существам, так и тем, которые только кажутся недвижущимися. Как и любая другая религия, джайнизм накладывает определённые ограничения на образ жизни людей. Однако эти ограничения играют роль наставлений, помогающих людям при выполнении ими своих обычных обязанностей причинять наименьший вред другим живым существам. Более того, принцип ненасилия включает в себя не только негативный аспект, связанный с запретом на выполнение определённых действий, но и позитивный, который побуждает людей проявлять на практике сострадательное отношение к нуждающимся, оказывая им всяческую помощь. В качестве постоянной практики рекомендуется даяние, поскольку оно содействует преодолению жадности, которая может быть причиной насилия. Чтобы даяние было чистым, жертвователь должен быть бескорыстным, терпимым, умиротворённым и искренним, но не быть завистливым, жадным и гордым. Что касается получателей помощи, то в зависимости от образа жизни и религиозных убеждений они подразделяются на три категории – достойных, не вполне достойных и недостойных. Достойным получателям помощь рекомендуется, не вполне достойным – не одобряется, а недостойным – запрещается. С другой стороны, джайнизм допускает помощь не только по отношению к своим приверженцам, но и по отношению к любому, кто в ней нуждается. В последнем случае речь идёт о даянии, совершаемом из сострадания, т. е. о благотворительной деятельности. Такое даяние может касаться пищи, лекарств, крова или знаний, а его сфера распространяется на все живые существа, включая животных. Предельно широкое понимание объекта милосердия, характерное для джайнизма, имеет своим практическим результатом не только активное участие его приверженцев в благотворительной деятельности, но и защиту ими природы, а также животных, для которых в Индии организуются даже больницы.