МИЛОСЕРДИЕ В ИНДУИЗМЕ

Найдено 1 определение
МИЛОСЕРДИЕ В ИНДУИЗМЕ
идея сострадательного отношения к нуждающимся, встречающаяся в индуизме – религиозном учении, которое возникло в середине 1 тысячелетия в Индии, но затем распространилось на другие регионы, прежде всего Непал и Шри Ланку, а также страны Юго-Восточной Азии. Веря в исключительную ценность жизни, индуизм проповедует ненасильственное отношение к природе. Поскольку только бог имеет абсолютную власть над всеми существами, человек не может распоряжаться их жизнью. Святость божьего творения означает, что мы не имеем права уничтожать то, чего сами не создавали. Земля принадлежит всем существам, а не только людям. Божье начало представляет собой не что иное, как одно во многом и многое в одном. Один из важнейших принципов индуизма гласит, что все природные явления взаимосвязаны. Поскольку высшее существо само воплощается в других существах, ко всем животным должно выказываться почтительное отношение. Более того, в различных циклах перерождения сам человек может превратиться в животное. Это обеспечивает основу доктрины ахимсы, т. е. ненасилия в отношении животных и людей. Идея переселения души после смерти в другое существо укрепляет убеждение верующих в том, что жестокое обращение с животными недопустимо. Согласно учению индуизма, все животные считаются братьями и сёстрами человека, а их общим отцом является бог. Символом уважения ко всем формам жизни в индуизме является культ коров, для которых в современной Индии строят лечебницы и дома престарелых. Считается, что когда о коровах заботятся, мир ожидают счастье и спокойствие. Принцип каруны (сострадания) поощряет действия, которые направлены на спасение и благо всех живых существ. Гуманное отношение к животным считается в индуизме более высокой формой поведения, чем просто доброта к человеку. Постепенно индуистский пантеон приобрёл иерархическую структуру, в которой ведущая роль принадлежала трём богам – Брахме, Вишну и Шиве. Первый из этих богов олицетворял созидание, вто рой – сохранение, а третий – разрушение. Со временем Брахма, олицетворявший отвлечённое мировое начало, отошёл на задний план, а на первый выдвинулись Вишну и Шива, которые покровительствовали различным сферам человеческой деятельности. Даже Брахму изображали иногда в виде человека, держащего в руках блюдо для милостыни. Возложение на Вишну и других богов ответственности за помощь нуждающимся свидетельствует о том, что практика милосердия является важной частью жизни стран индуизма.

Источник: Словарь по волонтерству.