МИЛОСЕРДИЕ В КОНФУЦИАНСТВЕ

Найдено 1 определение
МИЛОСЕРДИЕ В КОНФУЦИАНСТВЕ
идея сострадательного отношения к нуждающимся, встречающаяся в конфуцианстве – философской системе, которая возникла в Китае на рубеже 6–5 вв. до н. э. Создателем этой системы является Конфуций, считающийся первым китайским философом, личность которого исторически достоверна. Фокусом конфуцианства стал анализ взаимодействия внутренних и внешних факторов, определяющих человеческие поступки. Первые из этих факторов, которые включают в себя внутренние импульсы человеческой натуры, охватываются понятием «жэнь», а вторые, предполагающие следование социальным нормам, – понятием «ли». Если в древнейших памятниках китайской литературы понятие «ли» означало обряды, а также храмовые и дворцовые ритуалы, то у Конфуция оно превратилось в самую общую характеристику не только общественного устройства, но и отношения человека к другим людям и к самому себе. С другой стороны, понятие «ли» влечёт за собой понятие «жэнь», одним из значений которого является милосердие. Нормативным типом человека у Конфуция является благородный муж, который сочетает в себе идеальные духовно-нравственные качества с правом на высокий социальный статус. Он представляет собой человека, обладающего пятью качествами, одним из которых является милосердие. В ортодоксальном направлении конфуцианства милосердие рассматривается как атрибут не только благородного мужа, но и любого человека, природа которого изначально добра. Что касается неортодоксального направления в конфуцианстве, то оно исходит из положения об изначально злой природе человека, который от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, а милосердие и другие благие качества должны быть привиты ему посредством обучения. Акцентирование внимания на проблемах нравственности, характерное для всего конфуцианства, обернулось в неоконфуцианстве этическим универсализмом, который выражался в отождествлении человеческих и природных сущностей. Такое отождествление имело своим результатом изменение представлений о милосердии, сложившихся во времена Конфуция, а также его ближайших учеников и последователей. Неоконфуцианцы расширили онтологическое содержание милосердия, рассматривая его как органическую единосущность индивида со всем мирозданием. Милосердие является у них атрибутом не только человека, но и Неба, а его объектом оказывается весь мир.

Источник: Словарь по волонтерству.