Миссия организации

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Миссия организации
утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства (обязательства того, что организация привносит в мир, общество).

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

Миссия организации
главная цель организации. Утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Создает у окружающих представление о ее предназначении, философии, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, основных задачах.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
важнейший элемент формирования стратегии организации (см. Стратегия организации), а также составляющая корпоративной модели организации и управления. М. О. часто определяется как система долгосрочных и краткосрочных целей, отражающих интересы общества, владельцев и персонала организации, потребителей товаров и услуг. Данное понятие, широко используемое в теории организации и практике управления на Западе, получило широкое распространение с 70-х гг. XX в. в связи с потребностью в четком определении долгосрочных ориентиров, правил, целей, концепций развития и функционирования предпринимательской организации, действующей в условиях динамичного перенасыщенного рынка. Иногда оно выражает совокупность наиболее общих целей, оправдывающих деятельность организации (см. Целеполагание в организации), и характеризует то, в чем состоит принципиальное отличие одной организации от другой.
Представления о М. О. изменялись по мере развития стратегического менеджмента и программ паблик рилейшнз (см. Эмпирическая школа). Введение и широкое использование этого понятия обусловлены осознанием новой ситуации в бизнесе, когда предпринимательство перестало быть лишь частным делом владельцев организации. Во-первых, повысилась роль административного, политического (общественного, государственного, муниципального) и юридического контроля за деятельностью частных предпринимателей. Во-вторых, специалисты по управлению и часть предпринимателей осознали, что в современных условиях прибыль владельцев организации не может быть реально легитимной и тем более единственной целью их деятельности. Стало очевидно также, что совокупность (или равнодействующая) целей владельцев и индивидуальных членов организации не есть общеорганизационная цель. В-третьих, в условиях перенасыщенного и сильно сегментированного рынка с высокой конкуренцией от руководства организации потребовалось определение ее «индивидуального лица», т. е. принципиальных огличпй от других организаций, действующих в данном секторе рынка. Наконец, в-четвертых, возникла острая потребность в осознании необходимости организации на уровне макросоциума (нация, регион, потребители услуг) и микросоциума (инвесторы, персонал организации, деловые партнеры), с интересами которых объективно связана ее деятельность (см.: Персонал организации; Внешняя среда организации).
В настоящее время понятие М. О. используется в организационной теории в двух значениях. В широком значении оно выражает философию, смысл существования организации. М. О. обычно описывается как совокупность базовых ценностей или принципов, в соответствии с которыми организация должна осуществлять свою деятельность. При этом она тесно связана с такими понятиями, как организационная культура и организационная стратегия (см.: Организационная культура; Стратегия организации). М. О. может быть представлена в виде стратегических ориентиров, например достижение совершенства в определенных сферах деятельности организации (качество изготовляемой продукции или оказываемых услуг, мастерство и профессионализм сотрудников, определенное качество и стиль жизни работников, завоевание определенной сферы рынка и др.).
В узком значении М. О. – это система общеорганизационных целей, понимание и реализация которых раскрывает смысл существования организации, ее принципиальное отличие от других (см. Целеполагание в организации). Благодаря этой системе образуется организационная уникальность, регулируется поведение членов организации. Реализация общеорганизационных целей (реально или декларативно) связана с выполнением социальных функций по отношению к микро- и микросоциуму (см. Социальные функции организации), т. е. М. О. выражает взятые в различных соотношениях цели и интересы отдельных групп людей, связанных с деятельностью организации: акционеров, собственников, сотрудников, потребителей продукции или услуг, деловых партнеров, местного сообщества, общества в целом и др.
В современной теории организации М. О. рассматривается как фактор, определяющий индивидуальность организации, а также как важный этап в формировании ее стратегии. На специфику М. О. влияют: история фирмы, ее профиль, стиль деятельности, ресурсы, состояние внешней среды (см.: Внешняя среда организации; Инвайронментальные концепции организации). Особую роль в формировании М. О. играет организационная культура, и прежде всего базовые ценности и верования членов организации, которые представляют собой цели высшего порядка, например вера в предназначение организации, в значимость каждой личности для организации, в новаторство большинства членов организации и др.
Проблема формирования ценностей по-разному трактуется в организационной науке. Так, по мнению отдельных специалистов, следующих традиции 3. Шейна (Т. Питерс, Р. Уоттермен и др.), успех организации в первую очередь зависит от сознательного 4юрмирования и изменения системы убеждений и верований сотрудников – «ценностное руководство» (см. Организационная культура). С точки зрения других специалистов, это значительно более сложный и далеко не столь рационально управляемый процесс. Так, Ф. Селзник считает, что процесс формирования ценностей обусловлен мифологией организации. Именно мифы, а не конкретные люди выступают подлинными творцами ценностей и самой организации.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000