Mision de la Universidad", 1930) - работа Х. Ортеги-и-Гассета , основой которой является выступление, подготовленное по просьбе Студенческой Ассоциации Университета и прочитанное 9 октября 1930 в Мадридском университете. Первоначально и сразу же "М.У." была опубликована в газете El Sol, затем в этом же году в издательстве "Западный журнал".
Статья посвящена вопросу реформы университета и должна стать "вступлением к будущему курсу по "Идее университета". В то время Испания переживала закат диктатуры Примо де Риверо, либерализацию режима и надежды на становление Республики. Однако автор выходит за рамки данной социальной проблематики. Он размышляет не столько о том, как организовать эту реформу, но в большей степени о предназначении университета, поднимая в связи с этим проблему соотношения культуры, профессии и науки. Тем самым "М.У." может быть поставлена в один ряд с работами В. Гумбольта и Дж. Ньюмена, которым в 19 в. принадлежит первенство в оформлении классической модели университетского образования, и представляет собой попытку уже в 20 ст. продолжить концептуальное осмысление идеи университета и университетского образования.
Своим идеям Ортега-и-Гассет придал схематический вид, а само произведение разделил на 6 небольших частей. С первых строк он обращает внимание на духовную ситуацию общества и главный корень его болезни видит в "пошлости". По мысли автора, "главная болезнь испанского государства и университета может быть названа самыми разными именами: но если искать корень, из которого произрастает и тянется все прочее, мы столкнемся с тем, к чему подходит лишь одно имя - пошлость. От самого высокого и до самого низкого пронизывает она все наше национальное существование, наполняет, направляет и вдохновляет его. Государство в отношении своих граждан ведет себя подло, нередко позволяя им не подчиняться законам, или наоборот, применяя свои законы мошенническим образом, с помощью их обманывая гражданина".
"Пошлость" имеет здесь несколько значений: это "посредственность", "дурной вкус", "вульгарность", "банальность". По мнению автора, ею пронизано все: от государства и его публичных действий до жизни семьи и поступков отдельных людей. Это - определенное состояние, которое характеризуется безразличием и расслабленностью. ("В тот момент в Испании повсеместное и решительное желание ничего не менять. Ничего; ни государства, ни университета".) На государственном уровне пошлость проявляется как отсутствие порядочности и уважения, нравственности в способах осуществления публичной властью своих функций и обязанностей. На уровне индивида - это сочетание посредственности и чрезмерной самоуверенности. Однако, по мнению автора, "пошлость" не является преступлением, поскольку последнее представляет собой нечто чудовищное и сразу же вызывает общественное возмущение. Пошлость же, наоборот, привычна, стремится всюду распространиться и увековечить себя. "И не стоит надсаживать голос, как это делают на митингах, и кричать, что подобные действия публичной власти - преступление, недопустимое беззаконие, злоупотребление долгом. Понятно, что это так, однако все это настолько тривиально, настолько глупо, настолько обыденно, настолько невыгодно для публичной власти, что стыдно называть это преступлением, потому что хотя, действительно, юридически это так, но в психологическом плане, в плане исторической реальности это не так. Преступление - это что-то большое, чудовищное и, в этом смысле, значительное; здесь же - не преступление, а меньше, это… пошлость, отсутствие простейшей порядочности, уважения к себе, нравственности в способах осуществления публичной властью своей функции и непростых обязанностей". И далее: "Пошлость - это забросить себя, "как-нибудь", "все равно", "более-менее", "какая разница!".
Противоположностью "пошлости" является такое состояние как "пребывание в форме", которое предполагает собранность, четкое осознание цели, твердую волю и ясную рефлексию. Рассуждая о субъекте исторических трансформаций, Ортега-и-Гассет отмечает, что участие в общественной жизни требует "пребывания в форме" и необходимость быть группой сильной и собранной, чтобы согласно законам социальной механики большая масса не поглотила малую. При этом реформа университета, по мысли автора, немыслима без реформы всего государства. На основе этого он делает важный вывод: чтобы всерьез заниматься реформой университета, необходимо "быть в форме". Посредственность и пошлость приведут к такой же посредственной реформе. При этом он отмечает, что "одним из недугов настоящего времени, и в особенности последнего поколения, является то, что благодаря техническому прогрессу и социальной организации новые люди вступают в жизнь будучи уверенными в слишком многом". И в качестве яркого исторического примера Ортега-и-Гассет приводит режим Примо де Риверо: "самоуверенное стремление отдельных субъектов реформировать страну, не подумав сначала обеспечить минимальные необходимые для этого условия, привело к диктатуре, и единственное, чего оно добилось, несмотря на представившуюся чудесную возможность, так это предела и неистовства национального опошления".
После такого введения автор переходит к основополагающему вопросу своего выступления и отмечает, что университетская реформа начинается с определения своей миссии, предназначения. Он признает значимые достижения немецкой школы и английского университета, однако выходит на проблему соотношения самобытности и подражания. С одной стороны, он признает серьезное отставание Испании во всех сферах интеллектуальной деятельности, с другой стороны, невозможность слепого подражания и заимствования опыта других стран, в частности Германии и Англии. По Ортеге-и-Гассету, необходимо "сначала определиться с нашим собственным предназначением. Я не говорю, что нужно быть "самобытными", и о других подобных глупостях. Хотя на самом деле все мы - люди или страны - одинаковы, подражание смертельно опасно. Потому что, подражая, мы отказываемся от созидающего усилия, столкновения с проблемой, которая может заставить нас понять истинное значение и границы или недостатки ответа, который мы перенимаем. Никакой "самобытности", которая, особенно в Испании, представляет собой деревенские замашки. Неважно, что мы придем к тем же выводам и формам, что и другие страны; важно, что мы придем к этому сами, в результате личной схватки с той же, по сути, проблемой". И далее: "Вывод: даже если английское среднее образование и немецкий университет совершенны, их, все же, невозможно перенять, поскольку они являются только одной из частей целого. Объемлющая их реальность - это страна, которая их создает и поддерживает… Однако невозможно перенести сюда ни английскую жизнь, ни немецкое мышление; самое большее - лишь отдельные педагогические институты, и именно поэтому очень важно, чтобы они рассматривались сами по себе, независимо от видимых и общих достоинств их стран". Таким образом, несмотря на социокультурное различие стран, университет везде представляет собой социальный институт, где получают высшее образование, которое включает в себя: 1) обучение интеллектуальным профессиям (врач, юрист и т.д.); 2) научное исследование и подготовка исследователей. Однако помимо профпредметов учебные планы содержат курсы философии, истории, которые часто относят к сфере "общей культуры" и считают декоративными. По мнению Ортеги-и-Гассета, это остаток того, чем университет был в средние века, во время своего появления. Современный университет значительно усложняет профессиональное образование, преувеличивает роль научного исследования и почти полностью исключает передачу культуры. А именно последнее является его главной задачей. Культура здесь понимается как система жизненных идей о мире и человеке, которая должна направлять человеческое существование в хаосе и неоднозначности жизни. "Культура спасает от жизненного кораблекрушения, что позволяет человеку жить, даже если его жизнь трагична, бессмысленна и совершенно ничтожна. Мы, как люди, не можем жить без идей (…) - мы есть наши идеи".
Усиление научного интереса в университете, по мысли автора, свидетельствует лишь об особенности современной культуры, содержание которой является преимущественно научным. Однако именно с этим Ортега-и-Гассет связывает катастрофический характер ситуации Европы. Здесь автор снова возвращается к идеям, изложенным в книге "Восстание масс" , и утверждает, что специализм и профессионализм "разбивают на осколки" европейского человека, поскольку представляют собой лишь узкую сферу жизни. И в данной ситуации именно задачей университета является вернуть это жизненное единство, возобновив передачу культуры, т.е. системы жизненных идей, которыми располагает время. "Культура - это жизненная система идей каждой эпохи. Неважно, что эти идеи или принципы частично либо полностью ненаучны. Культура - не наука. Это особенность нашей современной культуры - то, что большая доля ее содержания берется из науки; однако в других культурах было иначе, и мы не станем утверждать, что в нашей всегда будет так же, как сейчас. Современный университет по сравнению со средневековым, невероятно усложняя профессиональное образование, которое является его зародышем, и расширяя исследовательскую деятельность, почти полностью отказывается от преподавания или передачи культуры". Чтобы избежать перегруженности и малоэффективности обучения университет должен руководствоваться "принципом экономии". Это означает, что при организации высшего образования нужно исходить из студента, а не знания и преподавателя. При этом нужно учитывать следующие факторы: 1) ограниченность студента в способности к приобретению знаний; 2) знание должно быть необходимо для жизни. "Институт, в котором делают вид, что дают и требуют то, чего не могут ни потребовать, ни дать, - фальшивый и разлагающийся институт. Однако этот принцип лицемерия пронизывает все планы и структуру современного университета".
Само возникновение педагогической деятельности Ортега-и-Гассет связывает с культурой модерна , когда значительно увеличивается свод знаний и жизнь, вступив в капитализм , становится сложной. В такой ситуации университет должен ориентироваться на среднего студента и предо-ставить ему помимо профессиональных знаний каркас основных передовых идей, которыми располагает время. Эти разделы знаний: физика, биология, история, социология и философия. "Дефицит, ограниченность возможности учиться - вот основа преподавания. Нужно точно показать, чему невозможно научиться". "Зачем стремится к тому, что невозможно? Не понимаю. Что касается меня, то у меня вызывает отвращение эта страсть к создании иллюзий (их нужно иметь, а не создавать), эта постоянная мегаломания, этот упрямый утопизм, делающий вид, что недостижимое достижимо".
Далее Ортега-и-Гассет поднимает важную проблему, связанную с соотношением профессии, науки и культуры. На что должен быть направлен университет: на подготовку специалистов и профессионалов в некоторой социальной сфере, на культивирование научного исследования и подготовку ученых, либо на передачу культурного наследия? Три различные сферы предполагают соответственно три различные модели организации учебного заведения. Автор считает, что университет должен взять на себя все эти три функции. Соотношение профессии, науки и культуры в университете он разъясняет следующим образом. Во-первых, наука и профессия представляют собой лишь узкую часть жизни и поэтому данные знания не могут заменить собой "общей образованности", поскольку культура - это идеи, которыми живут. Это перечень убеждений относительно того, что представляет собой мир, его интеллектуальное истолкование и свое возможное поведение в нем. Таким образом, она не является декоративным дополнением, а, напротив, необходима жизни, является составной частью человеческого существования. Поэтому преподавание науки в университете не может заменить преподавание культуры, поскольку они различны. Опираясь на науку не живут, ибо ей свойствен иной внутренний порядок. Она бесконечно дифференцируется и специализируется, безразлична к срочным человеческим нуждам. "Наиболее важный атрибут существования - его неотложность: жизнь всегда неотложна. Живут здесь и сейчас, без всякого промедления, не передавая прав. Жить - значит стрелять в упор. И культура, которая является не более чем интерпретацией жизни, тоже не может ждать". Культура в любой момент должна быть системой целостной, всесторонней и структурированной, т.к. является путеводителем, планом жизни. Кроме того, наука - это прежде всего исследование, постановка проблемы, а не изучение и преподавание научного знания ( Дисциплинарность). Однако миссия университета Ортеге-и-Гассету кажется незначительной, если он исходит из способностей среднего студента, ориентируется на минимум знаний, который могут освоить студенты, и является всего лишь учебной, а не научной структурой.
Автор считает, что университет все же неотделим от науки и должен жить ею. Наука - душа университета, та основа, которая питает его жизнь и не позволяет ему быть простым социальным механизмом. С другой стороны, особую миссию университета он связывает с его особом социальным статусом. Помимо церкви, государства и прессы университет является самой важной "духовной властью" общества, поскольку его позиция характеризуется профессионализмом, компетентностью и научностью. Поэтому он должен участвовать в общественной жизни и направлять ее. Он должен демонстрировать "превосходство невозмутимости над безумием, вдумчивую проницательность над легкомыслием и откровенной глупостью". И это особенно важно в ситуации, когда первенство социального влияния все сильнее отвоевывается прессой, которая, по мнению Ортеги-и-Гассета, занимает более низкое место в иерархии властей по степени адекватности отражения действительности. Именно "поэтому университет должен участвовать в современности, рассуждая о великих темах дня с собственной позиции - культурной, профессиональной или научной". Поскольку проблему Испании автор связывает с ее отставанием от общеевропейского культурного уровня, то университету отводится функция просвещения "Пока кто-нибудь не объяснит ситуацию при помощи ясной идеи, и тогда мы испытываем неожиданное озарение. Это свет понимания. Хаос кажется нам теперь упорядоченным, имеющим четкие структурные линии, напоминающие свободные открытые дороги. Поэтому рядом стоят слова метод и озарение, просвещение... Того, кого мы сегодня зовем "культурным человеком", не более века назад называли "просвещенным человеком" - то есть человеком, который видит жизненные пути".
Таким образом, Ортега-и-Гассет понимает университет как структуру, способную изменить сознание человека и поднять его на уровень передовых идей времени. Данное эссе является одной из важных работ философа по проблемам образования. Оно оказало значительное влияние на изменение образовательной ситуации не только в Испании, но и за ее пределами: например, в университете Пуэрто-Рико на практике используются некоторые подходы, изложенные в данной работе, а многие произведения самого философа использовались как учебные тексты. Согласно автору: "Выхода нет: чтобы уверенно идти сквозь лес жизни, нужно быть культурным, нужно знать свою топографию, свои маршруты или "методы"; то есть нужно иметь представление о пространстве и времени, в которых живешь, о современной культуре".
М.Н. Голубева