МИСТИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Мистика
вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

МИСТИКА
от греч. mystika - таинственные обряды, таинство) - англ. mystics; нем. Mystik. 1. Вера в сверхъестественное, таинственное, вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром. 2. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Мистика
(от греч. mystika – таинство, таинственные обряды). Містика. Mysticism (mystics). Представления о существовании сверхъестественных (таинственных, загадочных и необъяснимых) сил, вера в их способность воздействовать на все существующее в мире и определять судьбу как отдельных людей, так и целых обществ. Противоречивость монотеистической М. субкультуры заключается в том, что она признает и существование единого бога (высшего в своем физическом и духовном, а прежде всего моральном совершенстве, существа), и дьявола (низшего в своем физическом и духовном отношении существа). Мифологемная оппозиция “бог – дьявол” играет сложную функцию, потому что это одновременно и способ доказательства праведности божественных дел, “права бога”, т. е. служащего ему клира, править мирскими делами, и средство социального влияния на верующих и контроля их поведения , и средство оценки поведения неверующих. См. также Мистификация и Мистицизм.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

МИСТИКА
вера в существование таинственных сакральных сил, непостижимых разумом человека, влияющих на природу, общество и индивидов. Можно выделить несколько основных проявлений М. Прежде всего, это религиозная М. Она основана на представлениях о возможности непосредственного внерационального восприятия религиозных священных истин, преодоления несовершенства человеческой природы и прямого духовного общения со сверхъестественным (Богом, абсолютным первоначалом бытия, мировым духом, потусторонним высшим существом). М. проявляется через психические состояния, свидетельствующие индивиду о его контакте и соединении с предметом мистического переживания - созерцание чудесных видений, слышание потусторонних голосов, сладостные ощущения от неземных источников и т. п. Многие религиозные системы содержат учения и практики обретения мистического опыта (например, дзен в буддизме, исихазм в православии, йога в индуизме, каббала в иудаизме, суфизм в исламе). В определенной мере идеология организаций религиозных допускает М. как элемент культа религиозного. Однако увлечение М. способно привести последователей какой-либо религии к дополнению или даже замене принятого ритуала религиозного несанкционированными практиками непосредственного обращения к предмету веры религиозной. Подобные действия не имеют официального признания и подвергаются осуждению. Другими проявлениями М. выступают разнообразные эзотерические доктрины и священнодействия, сложившиеся вне сферы традиционных религий. Их общее свойство - мистицизм, т. е. убеждение в мистической предопределенности природных процессов и человеческой жизнедеятельности. В древности это могло иметь форму мистерий - тайных культов, существовавших наряду с общепринятыми, в которых участвовали только посвященные (дионисийский, орфические, элевсинские мистерии и пр.). Присутствие М. обнаруживается и в различных видах магии, например, в оккультизме (от лат. occultus -скрытый, сокровенный) - освоении тайных чудодейственных знаний, и в колдовстве - взаимодействии человеческих и волшебных сил для влияния на людей или природу. О наличии М. в явлениях истории и современной жизни общества свидетельствуют также мировоззренческие образования, сочетающие иррациональность с представлениями наукообразного и отчасти эмпирического характера. Обычно к ним относят астрологию, теософию, суеверия. Иногда с М. связывают паранаучные феномены - спиритизм (общение с духами и душами умерших специальными процедурами через посредников-медиумов) и парапсихологию (экстрасенсорное восприятие, психокинез - воздействие на физический объект силой мысли, телепатию - сверхчувственную передачу мыслей на расстоянии, ясновидение - способность бесконтактного узнавания о событиях и свойствах чего-либо). Все они, так или иначе, подразумевают сверхобычные способности, скрытые в самом человеке, и выработку приемов активизации такого потенциала. Большинство исследователей, как светских, так и религиозных, не склонно относить данные феномены к М., либо полагая их фиктивными (обманом, заблуждением), либо приводя естественно-научное объяснение. М. предполагает ощущение человеком в себе некой внутренней связи со сверхъестественным. Эта связь не поддается рациональному объяснению и свидетельствуется только переживанием, возникающим при акте единения с таинственной силой. Невозможность адекватной вербализации мистического переживания побуждает к использованию метафор, образных сравнений, персонифицирующих и символических форм выражения. Совершение мистического акта требует: 1) веры в реальность происходящего контакта с высшей сущностью; 2) пребывания в полной отрешенности от профанного; 3) предельной концентрации чувств и мыслей на сакральном объекте; 4) применения особых практик (медитаций, психофизических упражнений и т. п.); 5) достижения высшего эмоционально-физиологического состояния экстаза. Как правило, мистическое состояние возникает после длительного периода подготовки, включающей очистительные ритуалы, посвятительные процедуры, общение с духовным наставником - мистагогом (гуру, старцы, шейхи и пр.). Однако в каких-то индивидуальных случаях не исключено и спонтанно происходящее внезапное мистическое озарение. Институциональным образом М. существует посредством объединений людей, приверженных той или иной эзотерической доктрине. Коллективным субъектом М. выступают сообщества, воззрения и действия которых предполагают обращение к сокрытым могущественным сверхразумным силам, особое посвящение участников, владение практиками контакта с сакральным. Организационная сторона при этом выражается по-разному - могут существовать как диффузные сообщества (не имеющие фиксированной структуры и явного лидерства), так и устойчивые группы с иерархическими отношениями, устоявшимися строгими ритуалами и авторитетными лидерами. Применительно к религии подобные явления были описаны Трёльчем как мистические движения. Принято различать М. и аскетический опыт. Считается, что М. порождает у человека восприятие себя как вместилища для процесса встречи со сверхъестественным, тогда как аскеза основана на осознании себя орудием божественной воли и активной деятельности в этом качестве (см. Аскетизм, мирской).

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.24 кб

Социологическая мистика силовых структур

Смирнов А. Е.
На примере "сакральной социологии" Ж. Батая раскрывается аффективный способ существования силовых структур и специфика их взаимоотношений с обществом.
Читать PDF
155.35 кб

Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт»

Сурков Денис Владимирович
На сегодняшний день существует огромное количество определений мистики, мистицизма и мистического опыта, что вызывает неизбежную путаницу в их понимании.
Читать PDF
377.78 кб

Мистицизм и философская мистика

Хлебников Г. В.
В статье тематизируются и анализируются понятия мистики и мистицизма в научном дискурсе, христианстве, философии. Автор показывает, что мистика не иллюзия, а особая реальность, формирующая внутреннее измерение бытия и жизни людей.
Читать PDF
885.04 кб

Простонародная мистика позднего Средневековья. (к теории перформативной практики)

Реутин М.Ю.
В статье осуществляется попытка создать интегральную модель повседневного поведения, по нятого как цельная и существующая по своим законам структура.
Читать PDF
364.19 кб

Телеологическая мистика аттракторов в синергетике и физические причины устойчивости движения

Жилин Владимир Ильич
В статье вскрывается необоснованность телеологической интерпретации аттракторов, которая принята в работах синергистов, и приводятся аргументы в пользу действующих причин при объяснении устойчивости движения.
Читать PDF
1.64 мб

Синергия и мистика исихазма в контексте православного богословия

Берсенева Т. П.
Анализируется содержание такого мистического религиозного опыта, как исихазм. Делается вывод, что православная традиция являлась мистико-аскетической, а ее ядром был именно исихастский опыт.
Читать PDF
1.58 мб

Мистика и мистицизм в России в конце XVIII – начале XIX века

Карасев Николай Александрович
Автор освещает период XVIII – начала XIX в. как эпохи особенного внимания к мистическому в обществе. В это время в России, по мысли автора, происходит два важнейших процесса в области мистического поиска.
Читать PDF
241.79 кб

Мистика в структуре цельного знания Владимира Соловьева

Гутова С. Г.
В статье дается краткий анализ философских идей Вл.Соловьева о мистических учениях мыслителей различных школ и направлений, чье творчество было связано с поиском универсальных оснований новой метафизики.
Читать PDF
2.77 мб

Античный космос и христианская мистика в поэзии Данте Алигьери

Курдыбайло И. П.
Читать PDF
185.37 кб

Научная рациональность и христианская мистика: от дивергенции к диалогу (заключение)

Шугуров Марк Владимирович
В статье рассматриваются основные когнитивные характеристики христианской мистики в контексте ее сравнения с научным познанием.
Читать PDF
674.64 кб

Идея «Персонального мира» и немецкая спекулятивная мистика xv-xvh веков

Федоров Александр Александрович
В статье анализируется немецкая спекулятивная мистика 15-17 вв. как философско-мистическое направление мысли, в центре внимания которого были две проблемы: 1) «целого» и его динамики; 2) преображения человека.
Читать PDF
90.35 кб

Немецкая средневековая мистика: Майстер Экхарт в контексте позднего Средневековья

Шилов Евгений
Читать PDF
11.77 мб

Научная рациональность и христианская мистика: от дивергенции к диалогу

Шугуров М. В.
Читать PDF
411.28 кб

Русская религиозная философия и мистика

Макарычев Станислав Петрович
Сравниваются философские взгляды Ф.М. Достоевского и Н.А. Бердяева по вопросу мистики. Сделан вывод о том, что, несмотря на очевидное сходство между двумя подходами, существуют и серьезные различия.
Читать PDF
189.97 кб

"мистика" сна в размышлениях П. А. Флоренского

Столярова Евгения Алексеевна
В статье анализируются философские воззрения П.А. Флоренского на проблему сновидений, которая представлена им как проблема связи мира "видимого" и "невидимого", материального и идеального.