МИТРОХИН Лев Николаевич

Найдено 1 определение
МИТРОХИН Лев Николаевич
(1930-2005) - российский философ, специалист по философии религии и религиоведению, академик Российской Академии наук (РАН), профессор. Окончил философский факультет (1953) и аспирантуру (1956) Московского государственного университета, долгое время (1957-1961, 1963-1974, 1988-2005) работал в Институте философии АН СССР (затем РАН). Среди множества научных трудов М. ведущее место занимают исследования социокультурной природы религии. В его интерпретации религия выступает как отражение в духовной форме идеологических интересов и потребностей общества, ставшее в этом качестве одним из исторически закономерных способов решения фундаментальных проблем существования человека. В этой связи М. постоянно обращался к социологическим аспектам исследования религиозной культуры. Начало его религиоведческой деятельности было связано с возобновлением на рубеже 1950-х и 1960-х годов социологического изучения религии и атеизма в СССР. Он участвовал в ряде конкретно-социологических исследований религиозности, результаты которых были обобщены им в статьях «Изучение сектантства в Тамбовской области» (1960) и «Изучение современного сектантства» (1961). Теоретические проблемы социологии религии он рассматривал в статьях «Атеистическое воспитание и методология исследования религиозных пережитков» (1962), «О методологии конкретных исследований в области религии» (1965), «О методологии исследования современной религиозности» (1967). Ему принадлежит серия исследовательских работ о происхождении, формировании и современном состоянии баптизма («Баптизм и современность », 1964; «Баптизм», 1966; «Кризисные явления в современном баптизме », 1967, в соавт.; «Баптизм и научное знание», 1969), завершенная фактически первым в отечественной науке фундаментальным монографическим исследованием баптистской церкви (как мировой, так и отечественной) - «Баптизм: история и современность: Философско-социологические очерки» (последнее дополненное переиздание - 1997 г.). Одним из первых отечественных исследователей М. предпринял теоретико-социологический анализ внешних и внутренних изменений в современной христианской культуре (статьи «Научно-технический прогресс и современное христианство», 1972; «Христианство в эпоху научно-технической революции», 1973). Под его редакцией и с авторским участием вышли словарные издания «Протестантизм» (1990) и «Христианство» (1994). Особое внимание было обращено им на массовое распространение новых религиозных движений за рубежом и их перспективы в нашей стране (статья «Религии “Нового века” в США», 1982; книга «Религии Нового века», 1985). Становление новой религиозной ситуации в России периода «перестройки » и последующих социальных трансформаций нашло отражение в двух взаимосвязанных тематических направлениях научной работы М. Первое из них носило социально-философский характер и было вызвано обозначившейся в общественной мысли тенденцией к уходу от объективного анализа религии. Критически оценивая практику «массового атеизма», в то же время М. стремился показать несостоятельность замещения научного подхода к религии идеализированными апологетическими представлениями (статья «Социалистическая действительность и религия», 1987; «Религия и политика », 1991; «Философия религии: опыт истолкования Марксова наследия», 1993; «Понятие религии», 2003; статья «От научного атеизма к наукам о религии XXI века», 2004). Вторым направлением стаи социологический анализ складывавшегося в стране положения религии и церкви (статьи «Религия и политика в российской исторической традиции», 1994; «Религиозная ситуация в современной России», 1995; «О “религиозном возрождении” России», 1996; «Религия в изменяющейся России», 2002). Ведущим выводом из этих исследований М. считал отсутствие в современной России буквально понятого «религиозного возрождения» в традиционных формах религиозности, что не отменяет востребованности религии общественным сознанием, но требует выяснения специфики и действительных масштабов этой потребности.

Источник: Социология религии. Словарь.