МНОГОЛЕТНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

Найдено 1 определение
МНОГОЛЕТНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
переход к рыночной экономике характеризуется сложностью возникающих управленческих задач, в т.ч. и в статистике. В связи с этим повышается значимость вопросов организации статистической деятельности федерального органа исполнительной власти, координирующего вопросы статистики в стране – Федеральной службы гос. статистики (Росстата).
К наиболее сложной части этих вопросов относится стратегическое планирование – выработка стратегии (общих целей и задач), выбор приоритетных направлений деятельности статистического органа с подробным описанием их этапов и путей достижения необходимых результатов. Осуществление указанных процедур связано с разработкой М.с.п., гл. элементы которых – стратегические цели статистики на несколько лет, а также мероприятия по развитию статистики в соответствии со сформулированными целями.
В мировой практике стратегическое планирование осуществляется гос. органами статистики сравнительно недавно. При этом в соответствии с междунар. рекомендациями оно должно базироваться на 10 осн. принципах официальной статистики, одобренных Статистической комиссией ООН в 1994, описывающих важнейшие характеристики статистической системы. Для осуществления единой политики среди стран Европы при разработке М.с.п. Евростат подготовил соответствующие методические рекомендации, которые использовались и при создании программ развития статистики в РФ.
При этом необходимо отметить, что стратегическое планирование в рос. статистике интенсивно развивается, начиная с 90-х гг. 20 в., когда осуществляемые экономические реформы в России сделали необходимым системное реформирование организации статистики в нашей стране.
За это время в РФ реализованы две крупные комплексные федеральные программы реформирования гос. статистики, нацеленные на обеспечение перехода отечественной статистики на междунар. стандарты и правила.
Первой гос. программой перехода РФ на принятую в междунар. практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики в 1992–96 предусматривалось реформирование общеметодологических и организационных основ гос. статистики в соответствии с потребностями, возникающими при переходе к рыночной экономике и реализации РФ междунар. обязательств.
Мероприятия второй федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997–2000 годах» явились продолжением первого этапа реформирования российской статистики, завершившегося в 1996 в соответствии с указанной гос. программой.
Работа по совершенствованию методологии и развитию практики статистического наблюдения, проведенная в рамках федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997–2000 годах» также дала свои положительные результаты. Однако в связи с недостаточным финансированием эта программа постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2000 № 1034 была продлена на 2001.
В результате реализации этих двух программ за последние 10 лет в РФ удалось сформировать практически новую статистику, адекватную социально-экономическому состоянию общества, находящегося на переходном этапе к рыночным отношениям, и соответствующую осн. принципам официальной статистики, одобренным статистической комиссией ООН.
Во-первых, реформирование отечественной экономики, ее переход на рыночные принципы функционирования потребовали организации практически новых для РФ направлений статистики. В сжатые сроки внедрена система национальных счетов (а именно она позволяет рассчитывать объемы ВВП, другие макроэкономические показатели), организована статистика цен различных секторов рынка, статистика рынка труда, уровня жизни нас., финансового состояния пр-тий на базе обработки их бухгалтерской отчетности, малого предпринимательства, приватизации и по ряду других направлений.
Во-вторых, появление новых форм хозяйствования, многообразие форм собственности, значительный рост количества хозяйствующих субъектов потребовали коренным образом изменить методологию организации статистического наблюдения, отказаться во многих случаях от сплошного метода обследования пр-тий и перейти к широко используемому в мировой практике выборочному методу, базирующемуся на теории вероятности и математической статистике.
В-третьих, изменение функций многих федеральных органов исполнительной власти и отказ от адм. методов управления хозяйствующими субъектами привело к необходимости обеспечения сбора и обработки статистической информации по ряду секторов экономики (транспорту, связи, жилищно-коммунальному хоз-ву, торг., отдельным отраслям социальной сферы) через органы Росстата, а не по линии соответствующих министерств и ведомств, как это было ранее. В результате выявилась явная тенденция к централизации формирования статистической отчетности, и к освобождению от этих функций других федеральных органов исполнительной власти.
В-четвертых, динамично изменяющаяся в переходных условиях экономическая и социальная ситуация потребовала введения в соответствии с поручениями Правительства РФ и в инициативном порядке мониторингов по ряду кризисных проблем (состояние социально-трудовой сферы, рынок труда, произ-во и состояние рынка важнейших потребительских товаров и лекарственных средств, произ-во и оборот алкогольной, табачной продукции и нефтепродуктов, погашение задолженности по заработной плате), а также за деятельностью гос. сектора экономики и естественных монополий, ходом реформы жилищно-коммунального хоз-ва и по ряду других проблем. Благодаря освоению методологических стандартов, техническому и технологическому переоснащению, расширению междунар. связей рос. статистике удалось интегрироваться в междунар. статистическое сообщество, стать полноценной его участницей.
Но экономические реформы в странах с переходной экономикой находятся в постоянном развитии, что предполагает оперативное реагирование на происходящие перемены и осуществление разработки относительно нестандартных задач по организации соответствующего статистического мониторинга. Кроме того, дальнейшее радикальное развитие гос. статистики вызвано и причинами, связанными с: нерешенностью ряда методологических и методических проблем статистики, возникающих при вхождении РФ в мировое сообщество и осуществлении ее обязательств перед междунар. орг-циями, и в т.ч. статистическими; отсутствием показателей, отражающих новые социально-экономические явления и процессы и пригодных для решения новых задач, прежде всего для анализа процессов развития рос. экономики и рос. общества; «распыленностью» информации и трудностями, возникающими у пользователей при получении необходимой информации; несовершенством законодательной базы для получения и обеспечения статистической информацией всех заинтересованных лиц; отсутствием систематизированной регламентации прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти при формировании статистических информационных ресурсов и получения информации из них. В соответствии с необходимостью решения этих вопросов уже накопленный потенциал рос. гос. статистики требует углубления и продолжения осуществленных ранее преобразований, на реализацию которых и направлена новая Федеральная целевая программа развития гос. статистики РФ на 2007–11, утвержденная постановлением Правительства РФ от 2 окт. 2006 № 595.
Существенные качественные перемены и экономичность развития статистической системы будут достигнуты на основе дальнейшей технологической модернизации вычислительного потенциала и внедрения новых методов планирования и управления. Принципиально новая проблема для совершенствования национальной статистики – повышение прозрачности и открытости методологических аспектов в исчислении показателей, внедрение элементов демократичности в использовании полученных результатов статистического наблюдения, определение возможностей, форм и методов организации более широкого доступа к обобщенным данным статистических разработок заинтересованной общественности и обеспечение на этой основе реализации одной из осн. функций статистики – наиболее полного удовлетворения потребностей в объективных социально-экономических данных всех заинтересованных групп пользователей.
Произошедшие в последние годы изменения в структуре органов исполнительной власти также отразились на направлениях и задачах гос. статистики. При этом Росстат играет особую роль в процессе адм. реформы, поскольку его деятельность связана с обеспечением одного из важнейших направлений – внедрение управления по результатам. Используя все достижения по развитию статистики, осуществленные при реализации двух предыдущих программ реформирования гос. статистики разработанная Росстатом и утвержденная пост. Правительства РФ от 2 окт. 2006 № 595 федеральная целевая программа «Развитие гос. статистики России в 2007– 2011 годах» (далее Программа) предусматривает в наибольшей степени ориентацию деятельности гос. статистики на последовательное достижение стратегических целей развития государства в части создания условий для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов гос. власти и их адекватного информационного отображения.
Эта программная установка определяет нацеленность Программы на решение одной из основополагающих задач по созданию единой системы информационно-статистического обеспечения органов гос. власти, предназначенной для достижения своевременности, качества и полноты макроэкономической статистики на основе решения задачи интеграции всех информационно-статистических ресурсов в масштабах страны для ее наиболее эффективного использования при управлении и прогнозировании во всех сферах национальной экономики.
Поставленная программная цель реализуется на основе объединения статистических информационных ресурсов всех федеральных органов исполнительной власти, производящих статистическую информацию, с обеспечением доступности пользователей к этим ресурсам.
С учетом этой цели в рамках новой Федеральной целевой программы развития гос. статистики в 2007–11 решаются наиболее общие направления дальнейшего совершенствования рос. статистики: доступность открытых статистических данных и прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей; научный подход и применение междунар. статистических стандартов и классификаций при определении национальной системы статистических показателей и методов их формирования; снижение нагрузки на респондентов путем расширения применения практики использования адм. данных в статистических целях, т.е. любой документированной информации, полученной или сформированной федеральными органами гос. власти, иными федеральными гос. органами, органами гос. власти и иными гос. органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, орг-циями в связи с осуществлением ими своих разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных полномочий, которая используется при формировании официальной статистической информации; методологическое и организационное обеспечение расчета показателей достижения целей социальноэкономического развития страны и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ; обеспечение развития технологии сбора, формирования, хранения и распространения статистических данных с использованием совр. информационно-коммуникационных систем, включая Интернет-технологии; интеграция всех статистических информационных ресурсов в масштабах страны на базе методологической и технологической совместимости, объединения информационных статистических ресурсов для эффективного использования ее при решении задач управления и прогнозирования во всех сферах экономики; обеспечение повышения качества официальной статистической информации; разработка и практическая реализация методов защиты конфиденциальности индивидуальных статистических данных; создание совр. системы непрерывного профессионального образования персонала в области статистики; создание и внедрение корпоративной системы документооборота.
Исходя из стратегических задач развития государства, предполагающих модернизацию экономики, обеспечение экономического роста, защиту прав и свобод, безопасность граждан, повышение уровня их жизни, обретение доверия общества к гос. власти, цель Программы – обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими междунар. статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений.
Достижение целей Программы обеспечивается решением задач: 1. оптимизации состава официальной статистической информации, разрабатываемой федеральными органами гос. власти для принятия управленческих решений и прогнозирования на различных уровнях гос., муниципального и корпоративного управления, с учетом междунар. опыта; 2. минимизация информационной нагрузки на респондентов на основе применения совр. методов статистического наблюдения; 3. интеграция и гармонизация статистических информационных ресурсов, разрабатываемых федеральными органами гос. власти; 4. модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов гос. статистики на основе применения совр. информационно-телекоммуникационных технологий; 5. развитие системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.3. Организация официальной статистики.