МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ концепция
МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ концепция
один из фрагментов теории массовой коммуникации, описывающий распространение информации внутри группы. В середине 50-х гг. амер. социологи Лазарсфельд и Мертон выдвинули гипотезу о том, что сообщение, посланное аудитории, достигает сначала «лидера мнения» (наиболее авторитетного члена группы) внутри группы, а затем уже через него др. членов данной группы. Тезис о двухступенчатом потоке коммуникации положил начало большому количеству экспериментов в области изучения межличностных отношений, начиная с изучения фермеров, выращивающих новые сорта кукурузы, и кончая поведением врачей, выписывающих лекарства. Последующие исследования привели к модификации данной теории. Она стала называться концепцией М. п. и., так как выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией. По мн. амер. социолога В. Шрамма, межличностные каналы информации функционируют параллельно каналам массовой коммуникации и оказывают значительное влияние на об-во. В последующие годы в теории массовой коммуникации стала складываться т. наз. социокультурная модель убеждения. Она основывается на идее, что эффект массовой коммуникации зависит от социального взаимодействия между членами данной группы. «Лидеры мнения» в бурж. социологии рассматриваются как связующее звено между средствами массовой коммуникации и массой, нуждающейся в ориентации. Названные концепции широко используются в пропаганде, рекламе, в изучении групповой психологии. П. С. Гуревич