МОБИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОБИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
приведение социальной группы в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения определенной цели, а также готовность группы к определенным действиям и сами действия. М.с. предполагает, во-первых, процесс активизации структурообразующих и преобразующих механизмов определенного сообщества людей. Причем организационное оформление социального субъекта является индикатором успешного формирования солидаризационных оснований, релевантных как локальному, так и общесоциальному контексту деятельности мобилизующегося сообщества. Появляется коллективный агент, способный влиять на социальные процессы, управлять ими или инициировать их, т. е. быть их субъектом. Во-вторых, М.с. предполагает интенсивную деятельность определенного сообщества людей, сфокусированную на достижении определенных целей. Это процесс, ориентированный на агрегирование и использование в необходимом действии (подчиненном целеполаганию и в рамках приоритетных социальных целей) потенциальных или прежде не используемых с должной интенсивностью собственных ресурсов и возможностей социальной сети, в которую включен (или включается) субъект мобилизации. Процессы М.с. характеризуются появлением солидарных сообществ, к-рые одновременно с обретением внутренней целостности получают возможность преобразовывать систему социальных отношений.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

МОБИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
понятие, активно использующееся в социологии социальных движений и означающее готовность группы к действиям и сами действия. В совр. зап. социологии М.с. понимается как процесс, в течение к-го группа получает и  использует ресурсы для достижения поставленных целей. Анализируя механизм М.с., Турен показал, как одновременно формируется (конструируется) сама соц. группа. Выделяют внешние и внутренние ресурсы М.с. К внешним ресурсам относятся соц.-экономические и политич. условия, благоприятные для достижения поставленных целей. К внутренним относятся средства, методы, формы организации, стили лидерства, порождаемые самой группой. Мобилизационный процесс содержит последовательные стадии развития: формирование наиболее общих целей и идеалов, к-рые могли бы сплотить для социальных действий максимально широкие социальные слои; формирование групповых границ мобилизуемой общности, как правило, через выявление «образа врага»; демонстрация потенциальных возможностей достигнуть поставленных целей за счет организации синхронных действий больших масс людей. Эффективность М.с. требует харизматических лидеров, к-рые могут персонифицировать соц. движение, увлечь социальную группу на активные действия. Такие лидеры либо реально обладают необходимыми качествами, либо им специально создают харизматический имидж. Мобилизационные технологии основываются на актуализации групповой идентичности, выделенной по разным основаниям — классовым, этническим, политико-мировоззренческим. В настоящее время они наиболее успешно применяются для этнической мобилизации, что объясняется качественными характеристиками этого типа социокультурных общностей: латентно существующими этнокультурными границами (язык, обряды, традиции, укорененность на территории, этническое сознание), потенциалом групповой сплоченности, легкостью противопоставления «общему врагу», подверженностью упрощенной эмоциональной политической риторике.
Лит: 1) Ачкасов В.А., Бабаев С.А. Мобилизованная этнич-ность. Этническое измерение политической культуры современное/ России. СПб., 2000; 2) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998; 3) Олсон М. Логика коллективного действия. М., 1995; 4) Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998. Г.С. Денисова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001