Подготовка” группы к коллективным действиям.
Мобилизация
Мобилизация (mobilization)
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
МОБИЛИЗАЦИЯ
mobilization) — см. Политическая мобилизация
Источник: Большой толковый социологический словарь
МОБИЛИЗАЦИЯ
от лат. mobilis - подвижный) - англ. mobilization; нем. Mobilisierung. 1. Активизация и концентрация внутренних сил индивида или соц. группы на выполнение определенных задач. 2. Направленный процесс активизации масс в целях решения чрезвычайных полит., военных, экон. и др. целей. 3. Перевод вооруженных сил государства в состояние боевой готовности; призыв военнообязанных запаса на действительную службу.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Мобилизация
(от лат. mobilis – подвижный). Мобілізація. Mobilization. 1. Организация коллективных действий (поведения) путем распространения пропагандистских материалов, уведомления и информирования потенциальных активистов и т. д. с целью получить общественную поддержку. М. особенно активно проводится в период избирательных компаний. 2. Перевод вооруженных сил в состояние боевой готовности с призывом личного состава, находящегося в запасе.
МОБИЛИЗАЦИЯ
MOBILIZATION) В рамках теории модернизации этим термином обозначается процесс объединения крестьян или рабочих для достижения коллективных целей. Политическая мобилизация — это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения. «Система мобилизации» представляет собой ансамбль ценностей, институтов и групп, организованных для достижения социетальных целей (таких, как создание нации-государства). Это процесс вовлечения индивидов и групп в различные формы политической активности. Таким образом, мобилизация является непременным условием крупного политического изменения в обществе. См. также: Коллективное поведение; Национализм.
Источник: Социологический словарь
Мобилизация
(mobilisation). Проблематика мобилизаций связана с вопросами коллективного действия и социального изменения. Это понятие послужило поводом для создания многочисленных теорий. Некоторые из них (относящиеся к концу XIX в. и вдохновленные работами Гюстава Лебона, посвященными психологии толпы) исследовали механизмы и характеристики протекания процессов поведенческого заражения и гипноза, подражания и имитации. Другие, опирающиеся на различные традиции, инициированные Чикагской школой, поддержанные представителями символического интеракционизма, интересовались явлениями относительной фрустрации (Тед Гарр), когнитивного диссонанса (Джеймс Гешвендер), эмерджентными нормами (Ральф Тернер, Лыоис Киллиан), общими верованиями (Нейл Смелзер), модернизацией (Карл Дейч), массовым обществом (Вильям Корнхаузер). Третий подход, взявший многое от политической социологии и от экономической науки, принимает парадигму рациональности и предлагает рассуждать в терминах ресурсов, избирательно действующих возбуждений, институциональных ограничений и эффектов агрегирования. С данной точки зрения каждый актор находится в ситуации взаимозависимости и пытается увеличить личную выгоду, при этом включая в свою стратегию ожидания другого. В некоторых случаях («латентные» группы, по терминологии Манкура Ольсона) лучшим решением оказывается «быть безбилетником» (free-rider) или действовать в одиночку. Подобное поведение можно объяснить тремя причинами: полученная выгода не стоит усилий, затраченных на ее приобретение или на использование соответствующего блага; доля в общей прибыли уменьшается по мере увеличения числа работающих на ее достижение; затраты превышают ожидаемую прибыль. Тем не менее решение о примыкании к группе или об уходе из нее не зависит только от утилитаристской аксиоматики, здесь возможны и другие варианты. Так, при недовольстве индивид может выбрать, уходить ему (exit) или оставаться; если он остается, его выбор — протест (voice) или молчание; если он молчит — он может выбирать между активным участием в отношениях (loyalty) и отсутствием такового (apathy). Каждая организация также может быть определена на основе двух ее измерений: горизонтального (структурация по типу общности или ассоциации) и вертикального (степень участия в институциональной власти).
Вслед за Питером Неттлом, Энтони Обершаллом и Чарльзом Тилли такие авторы, как Дуг Мак-Адам, Джон Мак-Карти или Майер Залд демонстрируют нам, что «если мобилизация происходит в рамках структур, благотворно воздействующих на сохранение тесных коллективных взаимоотношений, то превратиться в настоящее движение, вносящее изменения, она может лишь в противостоянии государству специфического типа». Таким образом, все зависит от ее способности к модификации исторического пространства. Более поздние исследования, проведенные, например, Бертом Кландермансом и Сиднеем Тарроу, имеют целью обогатить этот тип моделей, развивая подход, который учитывает все измерения и принимает во внимание ценности и идеологию.
Вслед за Питером Неттлом, Энтони Обершаллом и Чарльзом Тилли такие авторы, как Дуг Мак-Адам, Джон Мак-Карти или Майер Залд демонстрируют нам, что «если мобилизация происходит в рамках структур, благотворно воздействующих на сохранение тесных коллективных взаимоотношений, то превратиться в настоящее движение, вносящее изменения, она может лишь в противостоянии государству специфического типа». Таким образом, все зависит от ее способности к модификации исторического пространства. Более поздние исследования, проведенные, например, Бертом Кландермансом и Сиднеем Тарроу, имеют целью обогатить этот тип моделей, развивая подход, который учитывает все измерения и принимает во внимание ценности и идеологию.
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.