МОДЕЛЬ МУСОРНОЙ КОРЗИНЫ

Найдено 1 определение
МОДЕЛЬ МУСОРНОЙ КОРЗИНЫ
одна из известных в теории организации антирациональных моделей принятия стратегических решений, предложенная Дж. Марчем и Дж. Олсеном, в которой получили развитие положения концепции ограниченной рациональности и модели «административного человека» Г. Саймона (см.: Концепция ограниченной рациональности; Модель «административного человека»).
М. «М. К.» используется для объяснения процедуры принятия управленческих решений и выработки организационных стратегий в ситуации высокой неопределенности и фрагментарности управленческой деятельности, при отсутствии возможности сколь бы то ни было достоверно спрогнозировать и спланировать результаты принятых решений и оценить их применимость в будущем (см. Ситуация высокой неопределенности). Хотя подобный тип принятия решений и выбора организационной стратегии в той или иной мере наблюдается, по мнению ее разработчиков, в любых организациях, в современной литературе М. «М. К.» чаше всего идентифицируется с логикой принятия решений в специфических организациях, именуемых организационными анархиями, например в университетах (см.: Теория случайных трансформаций; Стратегия организации; Управленческие (организационные) решения).
Согласно исходным предпосылкам, используемым Дж. Марчем и Дж. Олсеном, принципы построения отношений в современной организации и модель принятия решений в ней мало похожи на рациональную модель организации, созданную в рамках классической школы или в более поздних рациональных версиях теории организации (см.: Классическая школа организации и управления; Естественная модель в теории организации). По их мнению, в современной организации люди и группы часто принимают решения хаотично и ведут себя нерационально: борются за право участия в принятии решения, но потом часто не участвуют в этом процессе; требуют доступа к информации, но в большинстве случаев не используют ее; как правило, проявляют весьма незначительный интерес к результатам того, что было ими ранее запланировано.
В рамках М. «М. К» принятие управленческих решений рассматривается как любой организационный выбор, совершаемый управленцем в ситуации неопределенности. Обычно механизм принятия решений связан с политикой организации, а не с логикой оптимизации и реализуется через взаимные силовые игры (см. Игра организационная). Решения принимаются управленцами, действующими в различных секторах организации, в разное время и независимо друг от друга. Основанием для их принятия служат проблемы, практически не связанные с достижением общеорганизационных целей и возникающие в различных сферах деятельности и по разному поводу как внутри, так и вне организации. Иными словами, принятие решений обусловливается стремлением решить проблемы, возникшие у управленцев, часто независимо от содержания принятой программы. Согласно этой теории разрешение проблем в незначительной степени связано с сознательной деятельностью управленцев и происходит зачастую «случайно», «по недосмотру», «по истечении времени» и «с изменением ситуации». Весь этот конгломерат разнородных, слабо связанных между собой и малорациональных решений и образует аналог «мусорной корзины» (или «нескольких корзин с разными этикетками»). По мнению Дж. Марча и Дж. Олсена, на практике решения обычно принимаются задним числом, в виде более или менее адекватной рефлексии уже фактически произошедших перемен, а не как долгосрочный ориентир (рациональная стратегия), определяющий лотку развития организации на длительную перспективу. Данная концепция получила развитие в теории случайных трансформаций (см. Теория случайных трансформаций).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000