МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Найдено 1 определение
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
возможные процессы развития межэтнических отношений, происходящие в полиэтническом обществе. Можно говорить о трех моделях возможного развития межэтнических отношений. Первая — это ассимиляция, предполагающая, что этнические меньшинства и иммигранты утрачивают собственные этнические черты в процессе урбанизации и модернизации, в результате заключения межэтнических браков, аккультурации (включения в иную культуру) и других процессов взаимоуподобления между взаимодействующими этноспецифическими группами. Ассимиляционные процессы отличаются многообразным характером темпов и форм, поэтому их оценка не может быть однозначной. В науке четко различаются понятия естественной и насильственной ассимиляции. Первое из них ассоциируется, например, с многочисленными иммигрантами в США, где особенно быстро «растворяются» этнические группы европейского происхождения. Такого рода этнические ассимиляционные процессы происходят, как правило, безболезненно, не ведя к заметным этническим конфликтам.
Второе понятие связывается с целенаправленной политикой государства на поглощение, уменьшение функциональной роли других этносов. В реальной жизни бывает, однако, трудно провести линию размежевания между естественной и насильственной ассимиляцией.
Вторая модель — так называемый «плавильный котел», или «тигель», в котором все «варятся», но далеко не все «плавятся» В этом случае традиции иммигрантов не растворяются среди ценностей, доминирующих в среде оригинального населения, происходит соединение старых и новых обычаев, идет процесс формирования новых образцов культуры. Так, совместное бытие представителей различных рас и культур в США не сопровождается, как можно было ожидать, исчезновением различий и переплавкой всех в нечто единое и единообразное. До некоторой степени эта модель представляла собой специфический путь американского культурного развития. Однако уже в середине 70-х гг. XX в. идеологи «плавильного котла» столкнулись с феноменом массовых этнических движений внутри США и вынуждены были признать непригодность этой теории. Как писал крупнейший исследователь американской цивилизации М. Лернер, «период, когда иммиграционный процесс считался в Америке аналогичным процессу, происходящему в «плавильном тигле», оказался, к счастью, непродолжительным. «Образ «тигля» уступил место образу огромного «лоскутного одеяла» (сами американцы говорят о «крупно нарезанном салате»), в котором каждый лоскут, отличный от другого по размеру, форме, цвету, символизирует собой представителей того или иного народа, большого или малого».
Третья модель — модель культурного плюрализма. Согласно этой точки зрения, оптимальное решение заключается в создании плюралистического общества в полном смысле слова, в котором за всеми многообразными субкультурами признаются равные права. В основе модели лежит стремление интегрировать все существующие в государстве этнические группы в единое политическое целое на основе общей (гражданской, национальной или патриотической) идентичности, более широкой, чем этническая идентичность. Этнические различия сохраняются как одна из красок жизни, но не как факт политики. На практике данная модель ведет к образованию крупных полиэтнических сообществ, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры, т.е. к формированию суперэтноса. Лидеры этнических меньшинств все чаще отдают предпочтение плюралистическому пути. Однако в обозримом будущем наиболее вероятным будет путь, соединяющий все три указанных типа, но с более вероятными плюралистическими тенденциями. См.: Ассимиляция этническая. Этнические процессы. Этническое.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.