МОДЕРН
Модерн
вся совокупность условий жизни, созданных в ходе экономической, политической, философской, научной, религиозной и культурной эволюции, начавшейся в Европе с эпохи Нового времени.
Источник: Социология. Словарь по обществознанию
МОДЕРН
термин, описывающий специфические черты современных обществ. Модерн как эпоха выделяется с точки зрения экономики, политики, культуры и социальных отношений. Общество модерна обычно имеет индустриальную капиталистическую экономику, демократическую политическую организацию и социальную структуру, основанную на делении на социальные классы. Что касается культурных оснований выделения, то часто говорят о тенденции к фрагментации опыта людей, коммодификации (обретении товарной формы) и рационализации всех аспектов социальной жизни, а также об ускорении темпа повседневной жизни. Сейчас много говорится о том, что развитые индустриальные общества являются уже не модерными, а постмодерными.
Источник: Экономико-социологический словарь.
МОДЕРН
modernity) — новое время или связанные с ним идеи и стили. В общеисторическом смысле "модерн" начинается со средневековья и Ренессанса и касается замены традиционного общества современными социальными формами (см. Модернизация). Более определенно термин характеризует современные способы создания вещей. Если в одном из своих значений "модерн" идентифицируется с верой в рациональность и триумф истины и науки (см. Просвещение), то теперь оно подвергается нападкам со стороны теоретиков, которые видят начало эры "постмодерна" (см. Постмодерн и постмодернизм). Напротив, для других теоретиков (как во фразе Маркса — "все, что надежно, бесследно исчезает"), изменчивость и неуверенность, описываемые как "постмодерн", свойственны непосредственно и модерну.
Источник: Большой толковый социологический словарь
МОДЕРН
MODERNITY) Термин, описывающий характерные черты современных (модерных) обществ. Значительная часть социологических работ предполагает существование отчетливых различий между досовременными (домодерными) и современными (модерными) обществами. Особенности этих двух типов общества, а также вопрос о том, когда западные общества стали модерными, являются предметом оживленной полемики. Модерн как эпоха выделяется с точки зрения экономики, политики, культуры и социальных отношений. Общества эпохи модерна обычно имеют индустриальную капиталистическую экономику, демократическую политическую организацию и социальную структуру, основанную на делении на социальные классы. Более спорным вопросом являются культурные особенности модерного общества, к которым относят тенденцию к фрагментации опыта людей, коммодификацию (превращение в товар) и рационализацию всех аспектов жизни, а также ускорение темпа повседневной жизни. Модерн предполагает новые системы индивидуального надзора, дисциплины и контроля, придавая особое значение упорядоченности (regularity) и измерению в повседневной жизни. Ценности модерна включают в себя активность, универсализм и аффективную нейтральность. Существует расхождение во мнениях относительно периодизации модерна. Одни авторы связывают ее с возникновением и распространением капитализма в период с XIV по XVIII вв., другие — с изменениями в религиозной жизни, происходившими с XV в. и ставшими основой рационализации, третьи — с началом индустриализации в конце XVIII и в XIX вв., четвертые — с культурной трансформацией в конце XIX и начале ХХ вв., соотносимой с модернизмом. В последнее время утверждается, что сегодняшние общества являются уже не модерными, а постмодерными. См. также: Аффект/Аффективная нейтральность; Демократия; Индустриализация; Индустриальное общество; Постмодерн; Постмодернизм. Лит.: Kumar (1995)
Источник: Социологический словарь
Модерн
(от франц. moderne – современный: от лат. modernus – новый, современный). Модерн. Modern(ity). 1. В западной социологии – новое время и свойственные ему идеи и стили, социальные отношения и прочее. М. – комплексная сравнительная характеристика современного индустриального общества западного типа с обществами, предшествующими ему. Под современным обществом понимается то, которое включает в себя экономические, политические и культурные особенности капитализма, отличающие его от так называемого традиционного общества. Использование понятия М. в социологическом плане означает, что все общества, не отвечающие критериям современного капиталистического общества, устарели и требуют модернизации или осовременивания, т. е. есть необходимость привести их в соответствие с требованиями капитализма, высший образец которого воплощен на практике в США. Модернизация в культурном плане означает интерпретацию традиционных норм и ценностей, составляющих основу любой культуры, как враждебных социальным изменениям и препятствующих установлению капитализма. Такие нормы и ценности, следовательно, должны быть заменены на новые. При этом, как правило, не обращают внимания на те средства, при помощи которых осуществляется модернизация, и ту социальную цену, которую платят “отсталые” страны за экономический рост, а также не задаются вопросом о принципах распределения и перераспределения возрастающих доходов от экономического роста. Признаками М. общества являются: а) с одной стороны, четкая социальноклассовая дифференциация, а с другой – разделение классов на страты; б) коммодификация (всеобщность купли-продажи или обретения товарной формы всеми аспектами социальной жизни); в) рационализация, выражаемая в значительном повышении социальной роли науки, а значит и постепенной утраты роли традиционных религий в обществе. Причем возрастание роли науки совершенно не означает возрастания гуманистической роли объективно-истинного знания, ибо такой уровень модерна, каковым есть постиндустриальное общество в силу своего предельного прагматизма, нуждается в развитии образования только в той степени, в которой необходима подготовка функционеров для развивающегося производства. Однако этим не исчерпываются культурные противоречия М. общества. Одним из таких противоречий есть противоречие между рационализацией и той ролью, которая сохраняется за религией как средством социального контроля в условиях современной секуляризации. Однако, учитывая, что в модерном обществе религия все же постепенно теряет свои контрольные функции, они постепенно переходят к науке. Теперь одна из основных ее социальных ролей, каковым в гуманизме всегда считалось получение истины и просвещение масс, а через это обеспечивать развитие духовной культуры, утрачивает свое значение (чем во многом обусловливается тотальная критика гуманизма и гуманистических тенденций, приведших в свое время буржуазию к власти) в современном обществе и подменяется разработкой технологий социального контроля. См. также Коммодификация и Модернизм.