МОДЫ СОЦИОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
МОДЫ СОЦИОЛОГИЯ
постоянный объект изучения в зап. социальных науках. Еще Смит в «Теории нравственных чувств» (1759) отмечал влияние М. не только на одежду, мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и т. д. Смит подчеркивал особое значение элитарных слоев как объекта подражания для остального населения, что было связано с возрастанием роли буржуазии в совр. ему об-ве. Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий: 1) мотивируемые желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом; 2) стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с ними. Последний мотив лежит в основе возникновения М. Последователь Спенсера Самнер в книге «Народные обычаи» (1906) подчеркивал нормативный и принудительный характер М. Тара считал М. наряду с обычаем осн. видом подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своей общины, то М.— подражание современникам, носящее «экстерриториальный» характер. Особенно значит, вклад в теоретико-социол. осмысление феномена М. внес Зиммель, к-рый связывал ее функционирование с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от др. и быть похожим на др. Зиммель утверждал, что М. существует только в об-вах с классовой бессословной структурой, а потому имеет классовый характер. Ее развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к более высокому статусу, овладевают этими признаками; тогда высшие классы вынуждены вводить новые отличительные знаки (новые М.), к-рые вновь заимствуются, и т. д. Зомбарт рассматривал М. как явление, порожденное капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и вызывающее искусственные потребности в об-ве. Веблен анализировал роль престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании М. Франц. философ Э. Гобло в книге «Барьер и уровень» (1925) проанализировал процесс фиксации и размывания признаков классовой принадлежности в бурж. об-ве посредством М. Амер. лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль М. в личностной идентификации, самовыражении и укреплении Я, благодаря социально санкционированному отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Крёбер вместе с Д. Ричардсон в работе «Три века моды в женской одежде: количественный анализ» (1940) провели историко-статистическое исследование изменений нек-рых параметров женской одежды за три века с целью обнаружить зависимость этих изменений от динамики социальной жизни. Существуют попытки психоаналитического (Э. Берглер и др.) и структуралистского (Р. Барт и др.) объяснения феномена М. Изучались связи М. с социальной стратификацией, особенности ее распространения (исследования Лазарсфельда, Э. Катца, Б. Барбера и Л. Лобела, Кёнига и др.). Из последних наиболее значит, попыток концептуального социол. и социально-психологического анализа М. следует отметить работы Г. Блумера, рассматривающего М. как средство внедрения новых социальных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения М., по мн. Блумера, имеет две фазы развития: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение различ. соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют отбор, в рез-те к-рого одобренный образец становится общепринятой нормой.
Анализируя социальные функции М., Блумер подчеркивает, что она: 1) создает опред. меру единообразия, необходимую для нормального функционирования об-ва; 2) обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, упорядочивая этот процесс; 3) воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса. В наст, время в различ. странах осуществляются как теоретические, так и эмпирические, прикладные исследования М. Нередко они тесно связаны с исследовательскими и практическими проблемами маркетинга, дизайна, рекламы и т. д. А. Б. Гофман

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
332.63 кб

2012. 03. 015-016. Социологические импликации моды. (сводный реферат)

Гирко Л. В.
Читать PDF
83.60 кб

Концепции моды в классической социологической теории: часть вторая (Т. Веблен, В. Зомбарт)

Михалева Катерина Юрьевна
Статья посвящена анализу социологических концепций моды в трудах классиков социологии. В этом номере мы публикуем ту ее часть, что посвящена идеям Т. Веблена, В. Зомбарта.
Читать PDF
134.97 кб

Долгосрочное прогнозирование моды на основании социологической модели циклических изменений

Лебсак-клейманс Анна Вячеславовна
Разработанные классической социологией концепции социальных изменений могут использоваться в качестве фундамента для конструирования моделей социального прогнозирования, пригодного, в свою очередь, для создания прикладных методик
Читать PDF
265.58 кб

2015.01.015. АСПЕРС П., ГОДАР Ф. СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ: ПОРЯДОК И ИЗМЕНЕНИЕ. ASPERS P., GODART F. SOCIOLOG

Уколова Д.В., Симонова О.А.
Читать PDF
96.06 кб

Концепции моды в классической социологической теории: часть первая (г. Спенсер, г. Зиммель, Ж. -г. Т

Михалева Катерина Юрьевна
Статья посвящена анализу социологических концепций моды в трудах классиков социологии, таких, как Г. Спенсер, Г. Зиммель, Ж.-Г.