МОЛИТВА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОЛИТВА
англ. prayer; нем. Gebet. 1. Обращение к объекту поклонения (Богу, святым, сверхъестественным силам), неотъемлемая часть ритуала. 2. Канонизированный текст обращения к божеству.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Молитва
Молитва. Prayer. 1. Ритуальное обращение к объекту поклонения (богу, святым, сверхъестественным силам) с целью получения милости, т. е. склонения их действий в свою пользу. 2. Канонизированное обращение к божеству. 3. Средство вербального воздействия на сверхъестественные силы, пришедшее на смену прямым жертвоприношениям. Следует обратить внимание на то, что М. имеет сакральное значение, но сама она производна и основана на том, что в светской духовной жизни называется “мольба”. Мольба – средство контроля воли тех, в чьей власти находится решение проблем просящих о помощи, т. е. – средство контроля воли обладающих властью. В арсенале такого контроля лесть, взятки и т. д. Возможность подобного контроля над волей обладающих властью – одна из причин бюрократизации, произвольного расширения властных полномочий (присвоения власти) как средства стимуляции потребности в подобных видах контроля над ней.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

МОЛИТВА
акт индивидуальной психической деятельности верующего, состоящий в подготовке и совершении словесного обращения к священным для него существам о ниспослании блага и отвращении зла. М. это одна из самых распространенных практик религиозных. Потребность в М. является важнейшим свойством сознания религиозного, она возникает спонтанно, однако может в какой-то степени регулироваться усвоенными верующим нормами принятого в религии порядка. Содержание, продолжительность и способ совершения М. различаются в зависимости от установлений того или иного вероисповедания. М. может произноситься вслух или мысленно (так называемая «внутренняя» М.). В религиях с разработанной системой культа религиозного формулировка, место, время и последовательность чтения М. обычно строго закреплены. В случае внеконфессиональной религиозности могут использоваться как молитвенные тексты, заимствованные из религиозного канона, так и их реинтерпретация или импровизированная М. (см. Приватизация веры). Принадлежность верующего к тому или иному объединению религиозному предполагает совершение М. в процессе ритуала религиозного в местах отправления культа, но также и за их пределами (в домашней и другой обстановке). М. может совершаться наедине или в сообществе с другими верующими. Зачастую она сопровождается действиями религиозно-символического характера, свидетельствующими о благочестии молящегося (ношение специальных предметов и одежды, принятие особых поз, поклоны, другие телодвижения и манипуляции). Для М., по возможности, избирается обстановка, не отвлекающая молящегося, дающая ел у сосредоточиться (иногда для этого применяются специальные процедуры вхождения в молитвенное состояние). Принято различать несколько основных разновидностей М.- просительные, благодарственные, покаянные, восхваляющие. Главной целью любой М. является мистическое (см. Мистика) единение молящегося со священным. Возникающее в процессе М. состояние вызывает у верующего комплекс психоэмоциональных реакций, преимущественно положительных, имеющих эффект очищения, облегчения и утешения. Процесс М. всегда диалогичен, молящийся адресуется к идеально представленному в его сознании священному существу и настроен на получение «ответа». Условиями успешной М. считаются искренняя вера религиозная, примиренность с другими людьми, отсутствие в словах молящегося греховных или бесполезных обращений. М. сопровождает разные жизненные события, бывает востребована в ситуациях, имеющих как личное, так и групповое или общественное значение. Она произносится верующими для достижения духовной твердости и уверенности в правильности своего поведения. Назначение М. связано с религиозными приоритетами личности. Это может быть попытка мистического слияния с трансцендентным, для чего М., как правило, переходит в медитацию. Однако чаще всего с помощью М. испрашиваются духовное и физическое здоровье, благополучие, положительное преображение мира. Успех М. полагается в сбывшихся упованиях. М. это атрибут религии. Она отличается от магических (см. Магия) вербальных операций (заклинаний, заговоров, ворожбы и т. п.) трансцендентной направленностью, отсутствием требовательных интонаций и ожидания быстрого конкретного результата. Однако в условиях народной религии, обрядоверия, синкретизма религиозного М. нередко воспринимается верующими на уровне их обыденного сознания как аналог магического действия, когда значение имеет не ее содержание, а сам факт произнесения (многократного, с конкретной житейской целью).

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

«Народная песня», «Гражданская молитва»: официальный государственный гимн Российской империи

Розина Ирина Валерьевна
в статье рассматриваются процессы художественной символизации идеологический форм государства.
Читать PDF
0.00 байт

Молитва моя

Гринблат Леонид
Читать PDF
0.00 байт

Молитва или медитация: прилоги антикультуры. (Продолжение. Начало см. : 2009. № 2)

Миронова Марина Николаевна
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Молитва или медитация: прилоги антикультуры

Миронова Марина Николаевна
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии.
Читать PDF
0.00 байт

“Наслаждение желанными сокровищами” - молитва Белому старцу

Кукеев А.Г.
Статья посвящена миссионерской деятельности традиции Нигма, линии Рипа вКалмыкии и обзору сочинения “Наслаждение желанными сокровищами” практики подношения БеломуСтарцу.
Читать PDF
0.00 байт

«Херувимская» песнь и Великий вход в Киевской Церкви в XVII веке. Часть I. молитва «Никтоже достоин»

Бочкарь Арсений
В статье рассматривается епископская (священническая) молитва перед Великим Входом в сравнительном анализе трех уникальных украинских изданий (Служебников святого Петра Могилы 1629 и 1639 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Монастырский устав и Иисусова молитва

Феоктистова Зинаида Антоновна
В статье рассматривается проблема соотношения монастырского устава и практики Иисусовой молитвы. Другими авторами данная тема не изучалась.
Читать PDF
0.00 байт

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ: ВСЕГДА НЕСУЩАЯ УСПОКОЕНИЕ И ПРИВОДЯЩАЯ К ПОЗНАНИЮ ГРЕХОВНОСТИ (Мф 6:5-15, Лк 11:1-

Марк Эллиот
Христиане всех конфессий и на всех континентах, во всех странах имеют одно общее достояние – это молитва Господня. Именно она является связующей нитью, которая объединяет сердца людей в общей христианской любви.
Читать PDF
0.00 байт

ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И ДОРОГОБУЖСКОГО ИСИДОРА: МОЛИТВА ВРАЧА. ПРОФЕССИЯ И СЛУЖЕН

Тупикин (Исидор) Роман Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Молитва или медитация: прилоги антикультуры

Миронова М. Н.
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология молитвы: примитивная молитва

Пылаев М. А.
Ставя вопрос о феноменологическом описании сущности молитвы, о ноэматических законах, управляющих религиозным актом, автор статьи пытается реконструировать типы религиозной интенциональности на материале примитивной молитвы, а так
Читать PDF
0.00 байт

Российские женщины о роли молитвы в повседневности

Кузина Ирина Геннадьевна, Ардальянова Анна Юрьевна
В статье рассматривается роль и значение молитвы в повседневной жизни современной российской женщины. Анализируется цель молитвы, социальная полезность молитвы, ее влияние на развитие самосознания российских женщин.