МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Молодежная субкультура
это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
особая “цельная форма сознания”, массового поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. М.с. определяет стиль жизни и образ мышления юношей и девушек, а ее носители отличаются своими обычаями, нормами, ценностями и интересами. Мировоззренческая окраска поведения носителей молодежной субкультуры рассматривается как специфическая область молодежных проблем. М.с. чаще исследуется через негативную реакцию старшего поколения на молодежь, не разделяющую “ценности взрослых”, противопоставление существующей “официальной” культуре, общественному строю и системе действующих общественных норм поведения.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих молодым людям в возрасте от 13 лет и старше. Формируется на стыке массовой и популярной культуры. Частью массовой культуры она является потому, что молодежь – ее основной субъект и потребитель. Частью популярной культуры М. с. выступает потому, что она формируется в среде повседневной культуры. Среди социальных причин возникновения М. с. на Западе обычно называют: а) рост доходов среднего класса и особенно его молодежной прослойки в 1950-е гг.; б) появление новых средств звукозаписи и распространения музыкальной культуры (радиоприемники, магнитофоны и т.п.) М. с. – явление сравнительно новое, о нем стали говорить в Америке и Западной Европе приблизительно в 1950-е, а в России – в 1950–1960-е гг. Страны Запада вступили в полосу экономического подъема. Выросло материальное состояние граждан, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально откликнулись предприниматели. Расширилась сеть молодежных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг для молодежи, объемы производства товаров широкого потребления. В конце 1950-х гг. в США заговорили о битниках – предшественниках хиппи и панков. В 1968 г. Францию потрясли студенческие бунты, а в 1970-е гг. Германию повергла в ужас террористическая организация “Красная армия”, состоявшая из молодых бунтарей. Социальные перемены в образе жизни стимулировали появление новых потребностей у западной молодежи: если раньше младшие члены семьи работали для того, чтобы все до копейки отдать в семейный бюджет, то теперь они значительную часть оставляли на личные нужды. Промышленность и предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности молодежи. Возникли такие явления, как индустрия культуры, молодежная индустрия, молодежная мода, молодежные движения. Только экономическое процветание общества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодежи выделиться в самостоятельную социальную силу, заявить о специфических (вначале культурных, а затем и политических) интересах. Свидетельством последних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г. и изменившая политическое лицо и структуру мира. Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет; радио- и телекомпании – на выпуск специальных молодежных программ, а шире – на шоу-бизнес. На молодежь переориентировалась индустрия моды, годовой оборот которой достиг фантастических размеров – 25 млрд долл. Ускорение технического прогресса – еще один фактор появления и утверждения М. с. Если раньше, в традиционном обществе, в течение жизни одного поколения техники менялось несколько поколений людей, то в постиндустриальном обществе на протяжении жизни одного поколения людей сменяется несколько поколений техники. В качестве примера достаточно привести радикальные изменения в компьютеризации, происходящие каждые 5–7 лет. В молодежной среде, несмотря на достаточно короткий срок молодости, успело сформироваться несколько “поколений”. Например, появившееся в конце 1960-х гг. российское движение “хиппи” к середине 1970-х разделилось на “старую генерацию”, “систему” и “пацифистов”. В 1980-е гг. все они именовались “системой”, в которой вновь стали выделяться “поколения”. Разница между ними составляла примерно 2–4 года. Каждая новая волна не толькосохраняла прошлые традиции, но и вносила культурные инновации, строила с другими “поколениями” не всегда простые взаимоотношения. Внутри М. с. противоборствуют и сосуществуют несколько направлений, исповедующих разные идеалы, ценности.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Молодежная субкультура и диалог

Мосиенко Людмила Васильевна
В статье раскрыта социально-аксиологическая и образовательная роль диалога в молодежной субкультуре.
Читать PDF

Молодежная субкультура как игра

Парийчук Анастасия Владимировна
В статье молодежная субкультура анализируется в рамках игровой концепции культуры. Подчеркивается, что основной деятельностью молодежной субкультуры является игра, которая обнаруживает себя в рамках субкультурного габитуса.
Читать PDF

Структура молодежной субкультуры

Белокопытова Е. И.
Читать PDF

Автономность молодежной субкультуры

Александров Руслан Юрьевич
Аргументируется положение о когерентности ценностей духовной культуры в молодежной субкультуре и теоретически осмысливается угроза аномии в перспективе развития духовной жизни России.
Читать PDF

Слухи как элемент молодежной субкультуры

Шрубченко А.В.
Отмечая, что слухи в настоящее время постоянно сопровождают повседневную жизнедеятельность молодежи, оказывая на нее неоднозначное влияние. Для молодежного сознания характерна по преимуществу негативная оценка слухов.
Читать PDF

Молодежные субкультуры в меняющемся мире

Чибисова Ольга Владимировна
В статье автор предпринимает попытку рассмотреть, какое влияние могут оказать глобальные тенденции развития культуры на современные молодежные субкультуры.
Читать PDF

Современные клубные молодёжные субкультуры

Чжин Ха Дон, Чибисова Ольга Владимировна
Данная статья изучает музыкально-танцевальные молодёжные субкультуры (фанк и хип-хоп), сформировавшиеся в прошлом веке и продолжающие существовать до сегодняшнего дня.
Читать PDF

Другая Япония: лики молодежной субкультуры

Катасонова Елена Леонидовна
Читать PDF

Факторы, формирующие молодежную субкультуру

Алипхапова Фатима Надирбековна
В статье автором дана структура нравственной культуры личности.
Читать PDF

Формирование молодежных субкультур в Бурятии

Калашникова Вера Викторовна
В статье рассматриваются особенности молодежных субкультур в Бурятии, приводится их классификация, анализируются основные факторы, влияющие на появление молодежных субкультур в период с начала 1990-х по 2007 год.
Читать PDF

Чтение в пространстве молодежной субкультуры

Стефановская Наталия Александровна
Читать PDF

Молодежные субкультуры как социальное явление

Абрамян Ашот Карленович
В статье рассматриваются молодежные субкультуры как социальное явление. Автор считает, что молодежные субкультуры представляют собой явление, не сводимое исключительно к особенностям возрастной психологии.
Читать PDF

Молодежная субкультура и социальная мифология

Малахова Е.В.
Данная статья рассматривает современную молодежную субкультуру как феномен, порожденный одновременно как сегодняшними тенденциями культуры, так и архаичными ее пластами.
Читать PDF

Динамические процессы в молодежной субкультуре

Сурвилайте Диана Витаутовна
В статье рассматриваются особенности динамических процессов, происходящих в среде молодежных субкультур и влияющих на их развитие и трансформацию как на микро-, так и на макроуровнях
Читать PDF

Идеология и современные молодежные субкультуры

Корженко А. Л.
В статье анализируются данные социологических исследований, демонстрирующие характерные черты современной молодежи, в частности, ее отношение к идеалам.

Похожие термины:

  • Молодежная культура и субкультура

    система ЦЕННОСТЕЙ, УСТАНОВОК и видов поведения, общих для группы молодых людей и отличных от таковых других молодых людей или общества в целом. Социологи исследовали молодежные субкультуры в Вели