МОЛОДЕЖНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Найдено 1 определение
МОЛОДЕЖНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Группировки, союзы, реже партии молодежи, объединившиеся по интересам, досуговым предпочтениям и иным культурно значимым склонностям, вкусам, увлечениям; организационная форма выражения молодежной субкультуры, ее субъекты и носители. Различают 2 вида М. н. о.: а) неорганизованные образования с совокупностью их взглядов, традиций, норм и символов, присущей молодежи в целом как самостоятельной генерации; б) организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры. Именно вторую категорию чаще всего относят к М. н. о. Их история в России насчитывает более полувека. Согласно данным И.Д. Сундиева, спектр М. н. о. достаточно широк: от тимуровских команд до криминальных группировок. К концу 1950-х гг. возникает “новая романтика”: дальних дорог, открытий, борьбы со стихиями, преодоление самого себя. Именно в эти годы формируются прототипы современных М. н. о.: клубы самодеятельной песни (КСП) и клубы туристической песни (КТП).
В начале 1960-х гг. зародилось движение “коммунаров”, боровшихся с теми, кто мешал строительству коммунизма.
В конце 1960-х гг. возникают первые группы хиппи, представлявшие пока слегка модифицированный вариант американских “детей-цветов”. Для этого периода характерно еще одно направление самостоятельных движений — рок-музыка.
В начале 1970-х гг. зародилось движение фанатов спортивных клубов, в первую очередь московского “Спартака”. С начала 1980-х гг. формируется и развивается движение рокеров — поклонников рок-музыки.
В конце 1980-х среди рокеров выделились: битломаны (основной состав — школьники, студенты в возрасте от 16 до 22 лет); хардрокеры (студенты от 17 до 25 лет); металлисты (учащиеся школ, ПТУ в возрасте от 14 до 17 лет).
В отечественных исследованиях выдвигается несколько классификаций молодежных субкультур и М. н. о. Одна из них предложена С.А. Сергеевым: а) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками байкеры); б) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.); в) криминальные (гопники, люберы); г) анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры “левого” и “правого” толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными. Классификация А.А. Шмелева касается только современных культурных и общественно-политических движений молодежи и включает: 1) “подкрышные” движения (Всероссийское молодежное общественно-политическое движение “Наш дом Россия”, “Наши”, Всероссийское молодежное движение “Новый курс”, молодежное “Яблоко”, молодежный союз “Демократический выбор России”, Российский коммунистический союз молодежи); 2) “досуговые” движения (“Ассоциация свободных художников”, “Организация студентов столичных вузов”, “Ассоциация юных лидеров” и др.); 3) лево-радикальные организации (панки, Анархо-радикальное объединение молодежи, профсоюз “Студенческая защита”, Национал-большевистская партия Э. Лимонова, Социально-экологический союз); 4) “поколение рубежа” (Комитет по делам молодежи города Гатчины, “Студзащита”, “Антифашистское молодежное действие”, “Молодежная солидарность”, Независимый профсоюз студентов), 5) движения-проекты (“Конфедерация свободного труда” в Воронеже и “Первое свободное поколение” в Москве). Указанные объединения совмещают политические и культурные акции, в частности защищают студенческие права и занимаются трудоустройством студентов, создают творческие клубы, где начинающие поэты и художники могут собираться и устраивать свои выставки, проводят молодежные спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, митинги, посвященные социальным проблемам (например, введение повременной оплаты за телефон) и политическим (например, акция “Проводы Ленина назад в Финляндию”), организуют серию концертов типа “Рок против фашизма” и культурных кампаний (одна из них была направлена против возведения памятников З. Церетели) и т.д. Приведенная классификация касается третьего поколения М. н. о., которое пришло на смену первому поколению тимуровцев и комсомольцев 1950–1980-х гг., не имевших аналога на Западе, и второму поколению неформалов 1980-х — начала 1990-х (хиппи, рокеры, панки и др.), в основном копирующего с небольшим опозданием западные аналоги. Новое поколение правильно называть молодежным культурно-политическим авангардом, который зародился еще в годы перестройки, но приобрел полную силу только сейчас. Новые молодежные течения не вытесняют полностью старые, а сосуществуют с ними. Существование разнообразных М. н. о. свидетельствует о том, что культура данного общества очень многообразна в своих проявлениях, а молодежь нацелена на экспериментальный поиск новых путей творческого самовыражения и преобразования общества.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018