МОЛОДЕЖНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Найдено 1 определение
МОЛОДЕЖНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Группировки, союзы, реже партии молодежи, объединившиеся по интересам, досуговым предпочтениям и иным культурно значимым склонностям, вкусам, увлечениям; организационная форма выражения молодежной субкультуры, ее субъекты и носители. Различают 2 вида М. н. о.: а) неорганизованные образования с совокупностью их взглядов, традиций, норм и символов, присущей молодежи в целом как самостоятельной генерации; б) организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры. Именно вторую категорию чаще всего относят к М. н. о. Их история в России насчитывает более полувека. Согласно данным И.Д. Сундиева, спектр М. н. о. достаточно широк: от тимуровских команд до криминальных группировок. К концу 1950-х гг. возникает “новая романтика”: дальних дорог, открытий, борьбы со стихиями, преодоление самого себя. Именно в эти годы формируются прототипы современных М. н. о.: клубы самодеятельной песни (КСП) и клубы туристической песни (КТП).
В начале 1960-х гг. зародилось движение “коммунаров”, боровшихся с теми, кто мешал строительству коммунизма.
В конце 1960-х гг. возникают первые группы хиппи, представлявшие пока слегка модифицированный вариант американских “детей-цветов”. Для этого периода характерно еще одно направление самостоятельных движений — рок-музыка.
В начале 1970-х гг. зародилось движение фанатов спортивных клубов, в первую очередь московского “Спартака”. С начала 1980-х гг. формируется и развивается движение рокеров — поклонников рок-музыки.
В конце 1980-х среди рокеров выделились: битломаны (основной состав — школьники, студенты в возрасте от 16 до 22 лет); хардрокеры (студенты от 17 до 25 лет); металлисты (учащиеся школ, ПТУ в возрасте от 14 до 17 лет).
В отечественных исследованиях выдвигается несколько классификаций молодежных субкультур и М. н. о. Одна из них предложена С.А. Сергеевым: а) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками байкеры); б) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.); в) криминальные (гопники, люберы); г) анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры “левого” и “правого” толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными. Классификация А.А. Шмелева касается только современных культурных и общественно-политических движений молодежи и включает: 1) “подкрышные” движения (Всероссийское молодежное общественно-политическое движение “Наш дом Россия”, “Наши”, Всероссийское молодежное движение “Новый курс”, молодежное “Яблоко”, молодежный союз “Демократический выбор России”, Российский коммунистический союз молодежи); 2) “досуговые” движения (“Ассоциация свободных художников”, “Организация студентов столичных вузов”, “Ассоциация юных лидеров” и др.); 3) лево-радикальные организации (панки, Анархо-радикальное объединение молодежи, профсоюз “Студенческая защита”, Национал-большевистская партия Э. Лимонова, Социально-экологический союз); 4) “поколение рубежа” (Комитет по делам молодежи города Гатчины, “Студзащита”, “Антифашистское молодежное действие”, “Молодежная солидарность”, Независимый профсоюз студентов), 5) движения-проекты (“Конфедерация свободного труда” в Воронеже и “Первое свободное поколение” в Москве). Указанные объединения совмещают политические и культурные акции, в частности защищают студенческие права и занимаются трудоустройством студентов, создают творческие клубы, где начинающие поэты и художники могут собираться и устраивать свои выставки, проводят молодежные спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, митинги, посвященные социальным проблемам (например, введение повременной оплаты за телефон) и политическим (например, акция “Проводы Ленина назад в Финляндию”), организуют серию концертов типа “Рок против фашизма” и культурных кампаний (одна из них была направлена против возведения памятников З. Церетели) и т.д. Приведенная классификация касается третьего поколения М. н. о., которое пришло на смену первому поколению тимуровцев и комсомольцев 1950–1980-х гг., не имевших аналога на Западе, и второму поколению неформалов 1980-х — начала 1990-х (хиппи, рокеры, панки и др.), в основном копирующего с небольшим опозданием западные аналоги. Новое поколение правильно называть молодежным культурно-политическим авангардом, который зародился еще в годы перестройки, но приобрел полную силу только сейчас. Новые молодежные течения не вытесняют полностью старые, а сосуществуют с ними. Существование разнообразных М. н. о. свидетельствует о том, что культура данного общества очень многообразна в своих проявлениях, а молодежь нацелена на экспериментальный поиск новых путей творческого самовыражения и преобразования общества.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF

Источники и функции неформальных молодежных объединений

Ковальчук Сергей Юрьевич
Читать PDF

Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений

Рожков М. И., Ковальчук М. А., Ходырев А. М.
Читать PDF

Тенденции развития неформальных молодежных объединений в России

Ковальчук Сергей Юрьевич
В статье рассматриваются различные типы неформальных молодежных объединений в современной России, которые являются наиболее распространенными.
Читать PDF

Неформальные молодежные объединения: опыт и перспективы исследований

Гильяно А. С.
В статье представлен краткий аналитический обзор исследований неформальных молодежных объединений ; намечена перспектива углубленного изучения этого явления в рамках теории культурного развития Л. С. Выготского.
Читать PDF

Неформальное молодежное объединение как институт гражданского общества

Ковальчук Сергей Юрьевич
Статья посвящена специфике влияния неформальных молодежных объединений на формирование гражданского общества в современной России.
Читать PDF

Развитие молодежного движения и неформальных объединений молодежи в России

Воронов Виталий Николаевич
В статье детально рассматривается начальный этап развития молодежного движения и неформальных объединений молодежи в России.
Читать PDF

Неформальные молодежные объединения как способ социальной ориентации личности

Егорова Татьяна Валентиновна
Современные молодые люди, осваивая социальную реальность, участвуют в различных неформальных объединениях, которые являются сегодня одним из способов социальной ориентации личности.
Читать PDF

Особенности изучения неформальных молодежных объединений: история и современность

Ковальчук С.Ю.
Читать PDF

Молодежные неформальные объединения: девиация или полулегитимная форма социального самовыражения?

Самыгин Сергей Иванович, Михайлов Андрей Павлович, Ковалев Виталий Владимирович
В статье изучается проблема предубежденного отношения социума к неформальным молодежным объединениям.
Читать PDF

Социальная политика советского государства и неформальные молодежные объединения (1945-1953 годы)

Ковальчук Сергей
Статья посвящена истории неформальных молодежных движений в СССР в 1945-1953 годы и проводимой в то время социальной политике нашей страны. Особое внимание уделено субкультуре стиляг, появившихся в конце 40-х г.г.
Читать PDF

Самоактуализация участников неформального молодежного объединения (на примере движения ролевых игр)

Журавлева Алена Сергеевна
Статья посвящена результатам исследования самоактуализации личности участников молодежной субкультуры (на примере ролевого движения). Описываются характеристики самоактуализации, ее структура, а также половозрастные особенности.
Читать PDF

Особенности социологического исследования неформальных молодежных объединений в Волгоградском регион

Ковальчук Сергей Юрьевич, Линченко Сергей Анатольевич
В статье рассмотрены различные методы социологического анализа неформальных молодежных объединений, в числе которых экспертный опрос, включенное и невключенное наблюдение, свободное интервью, контент-анализ материалов в газетах «М
Читать PDF

Функционально-смысловое значение субкультуры неформальных молодежных объединений в современной Росси

Ковальчук Сергей Юрьевич
Статья посвящена изучению основных функций неформальных молодежных объединений, среди которых следует выделить такие, как: ценностная, социализирующая, интегративная, познавательная, нормативно-регулирующая.
Читать PDF

Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «Упорядоч

Шабанов Л. В.
В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной обществом позиции «вынужденной марги