Монополия

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Монополия (monopoly)
Ситуация доминирования одной фирмы в определенной области промышленности.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Монополия
(от греч. monos – один и греч. poleo – продавать). Монополія. Monopoly. Полный контроль какой-либо сферы производства одной корпорацией или группой корпораций, связанных между собой.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

МОНОПОЛИЯ
от греч. monos - один и pile - продаю) - англ. monopoly; нем. Monopol. Мотивация внешняя Исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству в к.-л. сфере деятельности (экономике, политике, идеологии).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

МОНОПОЛИЯ
monopoly) — рынок определенного изделия, на котором доминирует единственный производитель, контролирующий цены. Там, где на рынке имеется ограниченное число производителей, используется термин олигополия. Ср. Совершенная конкуренция.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Монополия
в экономике) (monopoly), ситуация, когда на рынке действует единств, продавец (монопо- ка. лист) товара или услуги. Монопольная власть — это способность единств, производящей фирмы влиять на цену с целью получения прибыли, выше необходимой для покрытия издержек, включая прибыль на собственный капитал. Такие прибыли называются избыточными или монопольными. Монопольная власть может также привести к созданию олигополистических фирм (олигополия). М., распространяющаяся на опред. номенклатуру или сорт товаров, не обязательно ведет к получению монопольных прибылей. Когда ряд фирм имеют М. на незначительно отличающиеся, заменяемые товары, такая ситуация называется монополистической конкуренцией. Гос-во может попытаться ограничить нежелательное, даже вредное, влияние М. на цены и поставки товаров и тем самым ограничить их господство (конкурентное право, экономия на масштабе). Монопсония (monopsony), ситуация в экономике, когда на рынке присутствует только один покупатель (монопсонист) опред. товаров и услуг. Ее можно сравнить с монополией, когда действует на рынке единств, продавец. Рыночная власть одного покупателя — это возможность оказывать влияние на цену через покупательную способность. Примером монопсонистического рынка является рынок воен. снаряжения, где большая часть продаж осуществляется одним покупателем -центр, првом.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
221.60 кб

Медийная монополия и политическая конкуренция

Сауляк Валентин Евгеньевич, Эва Да Силва Нето Консейсао
Статья посвящена влиянию информационных ТНК на политические процессы и общественное сознание в западных странах.
Читать PDF
156.96 кб

Государственная монополия в системе высшего образования и ее влияние на благосостояние

Зак Татьяна Владимировна
Рассматривается роль государственной монополии как источника рентоориентированного поведения вузов и ее влияние на качество высшего образования, благосостояние производителей и потребителей образовательных услуг.
Читать PDF
218.42 кб

Коррупция как монополия: осуществима ли ее ликвидация

Сидоров Алексей Иванович
Коррупция рассматривается как системное явление и интегральный объект научного исследования.
Читать PDF
147.12 кб

Монополия как инструмент власти

Черемин Георгий Дмитриевич
В статье рассматриваются экономический и политический аспекты понятия «власть» в тесной взаимосвязи с понятием «монополия».
Читать PDF
271.38 кб

Капитализация социокультурного пространства сибирских регионов: между «Дефицитом среды» и «Монополие

Загоскин Денис Владимирович, Ширко Татьяна Ивановна, Ширко Константин Николаевич
Рассматриваются вопросы, связанные с предпосылками, условиями и движущими силами вовлечения культурного потенциала в социально значимые практики на уровне индивидов и социальных общностей на протяжении дореволюционного, советского
Читать PDF
490.30 кб

Дискурс патриотизма: от многообразия к монополии

Фан И.Б.
Читать PDF
229.71 кб

Медиадискурсы монополизма и конкуренции конструируемой реальности

Калмыков Александр Альбертович
Статья посвящена анализу влияния медийного и политического дискурсов на конструирование реальности. Приводятся и обсуждаются схемы взаимодействия медиа, интерпретации принципа свободы слова.
Читать PDF
0.00 байт

Роль рекламы при формировании имиджа естественных монополий

Карпикова О. А.
В статье рассматриваются характер и способы воздействия рекламы на сознание и поведение человека. Определяются ее место и роль при формировании имиджа предприятий.
Читать PDF
414.64 кб

Монополизация СМИ в современном информационном пространстве

Виноградова Светлана Михайловна, Мельник Галина Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

2018.02.027. КУРЦ М. НОВЫЕ МОНОПОЛИСТЫ. KURZ M. THE NEW MONOPOLISTS // PROJECT SYNDICATE. THE WORLD’

Жилина И.Ю.
Читать PDF
530.05 кб

97. 01. 042. Кьюмар О. , монополизм на рынке комплектующих частей для товаров длительного употреблен

Афанасьева Е. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние аптекарского права на формирование монополии аптекарей в Каунасской губернии в XIX в

Гудене Вилма
Раскрывается влияние аптекарского законодатель­ства на открытие и деятельность аптек в Ковенской (Каунасской) губернии вXIXвеке. В царской РоссииXIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Инноваторы боятся потерять монополию

Попов Дмитрий
Самым мощным инструментом в конкурентной борьбе за рынки сбыта является патентование результатов научных исследований, закрепляющее право собственности на созданные разработчиком лекарства.
Читать PDF
219.65 кб

Российские мега-вузы как образовательные монополии: социально-экономический аспект

Новиков Д.В.
Целью статьи является исследование социально-экономической сущности практики объединения российских высших учебных заведений, а также определение её гипотетических последствий.
Читать PDF
591.15 кб

Новые электоральные институты и региональные парламенты России: плюрализация vs монополизации

Сморгунов Леонид Владимирович
The decision of the important methodological problem connected with an estimation of influence of party systems of regions in the Russian Federation (two-party system with the dominating party, the moderate multi-party system with

Похожие термины:

  • МОНОПОЛИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ

    англ. monopoly, capitalist; нем. Monopol, kapitalistisches. Крупное предприятие, фирма или объединение, союз, возникающие вследствие концентрации производства и капитала, сосредоточивающие в своих руках значительную ч
  • РАДИКАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ

    radical monopoly) - см. Иллич.
  • ВЛАСТИ МОНОПОЛИЯ

    англ. power, monopoly of; нем. Monopole, Macht der. Абсолютная концентрация средств власти в руках определенного индивида или группы.
  • БУРЖУАЗИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ

    англ. bourgeoisie, monopolistic; нем. Monopolbourgeoisie. Господствующие в эпоху империализма в буржуазном обществе представители крупного капитала - финансовая олигархия, сосредоточившая в своих руках сросшийся кап
  • Монополии, монопольные цены

    Предприятия и организации, доминирующие на местном, региональном или Всероссийском рынке с предложением своих товаров и услуг, именуются монополиями. Монополии имеют возможность навязывать потр
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ и ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ

    state capitalism and state monopoly capitalism) (марксизм) — интерпретация советского общества и подобных плановых или командных экономик, в которых государственная элита выполняет роль заменителя капиталистическог
  • ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ

    state monopoly capitalism) — см. Государственный капитализм и государственно-монополистический капитализм.
  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ

    monopoly capitalism) (марксизм) — форма или стадия капитализма (см. также Развитый капитализм), вызвавшая развитие картелей и монополий, способных контролировать, а также ограничивать действие рынка свобод
  • Рынок двусторонней монополии

    рынок, на котором единственный продавец встречается с единственным покупателем.
  • Рынок монополистической конкуренции

    рынок гетерогенного товара с множеством продавцов и покупателей, на котором вследствие дифференциации продукции производители обладают монопольной властью.