Монтескьё, Шарль-Луи де Секонд

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ-ЛУИ ДЕ СЕКОНДА

МОНТЕСКЬЁ (Montesquieu) Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де М. (1689-1755). франц. просветитель, юрист, философ и писатель. По окончании католич. колледжа (1705) изучал право в Бордо и Париже. Наиболее значит. произведения: ´О духе законов´ (1748), ´Персидские письма´ (1721), ´Размышления о причинах величия и падения римлян´ (1734). М. выдвинул положение об объективной закономерности историч. процесса, явился одним из первых представителей геогр. детерминизма. Не считая изменения в народонас. фактором обществ. развития, М. тем не менее уделял им внимание, в частности рассматривал половую структуру нас., семейные отношения; однако все его рассуждения имели умозрительный характер.

Г. М. Коростелев.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ-ЛУИ ДЕ СЕКОНДА

Montesquieu, Baron Charles de) (1689—1755) — французский аристократ и мыслитель, известный в основном числом своих объемных социальных исследований, содержащихся в сочинении "О духе законов" (1748). Получив образование в сферах естественной истории, физиологии и права, Монтескье сначала привлек внимание парижской элиты публикацией своих «Персидских писем» (1721), которые рассмотрел по французскому обычаю с точки зрения культурного стороннего наблюдателя, однако более обширный и серьезный социологический анализ — законов". Это — 31 книга, написанная в течение 20 лет и исследующая различные формы правления, влияние среды на социальную структуру, культуру, торговлю, население, религию право. Концепция Монтескье об обусловленности политической свободы, которую он ценил, была формой плюрализма, то есть свобода зависела от равновесия сил между различными группами или учреждениями. Он был среди первых, кто изучил правовой аппарат общества в социальном контексте, и поэтому признан основателем социологии права. Монтескье также помнят за его защиту эмпиризма и раннее описание азиатского деспотизма. (См. Азиатский способ производства и азиатское общество.)

Источник: Большой толковый социологический словарь

МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ-ЛУИ ДЕ СЕКОНДА

MONTESQUIEU, Charles-Louis de Secondat, Baron de) (1689-1755) Французский аристократ, много путешествовавший по Европе и разработавший сравнительную концепцию политических систем своего времени. В 1727 г. был избран членом Французской академии, став важной фигурой Просвещения. Основной проблемой социальной теории Монтескье была проблема политического деспотизма. Его «Персидские письма» (Montesquieu, 1721) представляют собой размышления о французском обществе в форме вымышленной переписки двух персидских путешественников, знакомящихся с Европой. В своем социологическом исследовании гарема Монтескье утверждал, что всякое общество, основанное на тотальном насилии или деспотизме, не может оставаться жизнеспособным долгое время. Эта тема получила дальнейшее развитие в его «Размышлениях о причинах величия и падения римлян» (1734), сравнительном анализе социальных причин роста и падения империй. Наиболее значительной работой Монтескье является труд «О духе законов» (1748), где утверждается, что, следуя английскому опыту парламентского правления, можно избежать деспотизма посредством институционального разделения исполнительной, законодательной и судебной функций государства (важный принцип «разделения властей», предотвращающий абсолютную деспотическую власть). Эта работа представляет собой опыт сравнительной социологии институтов, показывающий взаимосвязь религии, образования, правления и географии. Монтескье основал социологическую традицию, которая оставалась влиятельной в XIX в. и проявилась в работах Н. Фюстеля де Куланжа, Э. Дюркгейма и А. де Токвиля. См. также: Восточный деспотизм; Сравнительный метод.

Источник: Социологический словарь

МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ-ЛУИ ДЕ СЕКОНДА

(1689-1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716-1725), член Французской Академии (1728). Традиционно трактуется как "основоположник географического направления в социологии". Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира.
Задачей философии М. считал (в противовес взглядам Фомы Аквинского) постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С точки зрения М., за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир, по М., отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. То, что случайности могут быть объяснены глубокими причинами, - согласно М., не главное; важно то, что самые различные нравы, обычаи и мысли людей можно объединить в набор определенных типовых групп: "Я начал с изучения людей и увидел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии... Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего". Разнообразие социальных законов, по мнению М., объяснимо, ибо они реализуются вследствие причин зачастую объективного характера.
В основном сочинении "О духе законов" (1748), попавшем в "Индекс запрещенных книг", попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. По М., "многие вещи управляют людьми - климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа". "Дух народа", по М., конституируется из законов, обычаев и нравов: "Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами; законы или не могут, или не хотят установить их. Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют преимущественно действия гражданина, а нравы - действия человека. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые - внешнее поведение человека". Книги I-XIII этого сочинения написаны в жанре политической социологии. В них М. анализирует "принцип" (определяемый доминирующим чувством в рамках конкретной формы правления - при демократии это "добродетель") и "природу" (обусловливаемую числом обладателей верховной суверенной власти: республика - весь народ или его часть; монархия - один человек, но в рамках жесткого законодательства; деспотизм - один человек в соответствии с собственными прихотями и произволом) правления в условиях республики, монархии и деспотизма. По М., каждый из трех типов правления сопряжен с размерами территории, занимаемой данным обществом (чем больше территория, тем больше шансов на деспотию). Т.обр., М. увязывал собственную классификацию типов государственного устройства с общественной морфологией или (по Дюркгейму) с количественными параметрами данного общества. М. настаивал на том, что народ назначает государя в силу договора, и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. К тому же, по М., неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. "Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела", - подчеркивал М.
На примере английской конституции (самой прогрессивной, по М.) в своей работе "Персидские письма" (1721), выдержавшей за один год 8 изданий, мыслитель развивал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Философия М., не раз интерпретировавшаяся самыми различными способами в истории западной общественной мысли, постулировала принципиальное наличие у людей свободы воли, ибо рациональные законы разумного мира, оказывающие влияние на человека, могут быть им же и разрушены. Согласно М., "...мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический, так как хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, он не следует им с тем постоянством, с которым физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа по своей природе ограничены и поэтому способны заблуждаться и что, с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям. Поэтому они не соблюдают неизменно своих первоначальных законов, и даже тем законам, которые они создают сами для себя, они подчиняются не всегда". М. вошел в историю общественной мысли Запада как предтеча социологии, ибо он и не пытался системно исследовать (в отличие от Конта или Маркса) современное ему общество, оценивая его исключительно в стилистике оценок политической философии того времени. Общество, по М., целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим - социум в политической ипостаси своей переживает исключительно череду падений и взлетов. Ни науку, ни экономику же М. не считал факторами, равновеликими государству.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия