МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи
(18.01.1689—10.02.1755) — франц. философ-просветитель, историк, правовед и писатель; участник «Энциклопедии». Занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, член Бордоской академии. По своим филос. взглядам М.— деист с весьма заметным уклоном в сторону материализма. Осн. сочинения М.— «Персидские письма» (1721), «Рассуждение о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748),— проникнутые пафосом отрицания феод, отношений, пользовались большой популярностью в революционной Франции; для обоснования своих политических программ на них ссылались Марат, Робеспьер, мн. из жирондистов. Разработанные М. принципы разделения властей и трех видов правления (демократия, аристократия, деспотия) впоследствии легли в основу политического устройства бурж.-демократических гос-в. Естеств. законами человека М. считает «мир», «стремление добывать себе пищу», «просьбу, обращенную одним человеком к другому», «желание жить в обществе» [2]. В четырнадцатой книге «Духа законов» М. впервые разработал осн. принципы «географического направления» в социологии, согласно к-рым географическая среда, и в первую очередь климат, явл. осн. причиной различ. форм гос. устройства. В историософии и антропологии М. отчетливо просматривается дуализм, унаследованный от метафизики Декарта. В силу этого географические условия жизни народов и действия законодателей, равно как и подчиненность наделенного свободной волей человека законам природы, оказываются независимыми детерминантами социального, нравственного и духовного развития человеческого об-ва и отдельной личности. В рез-те у М. очень часто сливаются понятия объективного и юридического законов, отсюда же дуализм природы и разума, оптимизма и пессимизма его системы. Помимо философов и социологов, идеи М. оказали большое влияние на историков (Э. Гиббон), а в России — благодаря критике русского деспотизма, к-рому посвящено немало страниц в «Духе законов»,— на Радищева, декабристов, Пушкина, Чаадаева, а также на крупнейшего русского представителя «географической школы» — Л. И. Мечникова. В. В. Сапов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ
(1689–1755) Французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716– 1725), член Французской академии (1728). Основоположник географического направления в социологии. Представитель философии Просвещения XVIII в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии М. считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. За кажущейся случайной цепью событий усматривал глубинные причины. Внешний мир отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. То, что случайности могут быть объяснены глубокими причинами, — не главное; важно то, что самые различные нравы, обычаи и мысли людей можно объединить в набор определенных типовых групп: “Я начал с изучения людей и увидел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии... Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего”. Социальные законы, по его мнению, реализуются вследствие причин объективного характера.
В сочинении “О духе законов” (1748) попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. По М., многие вещи управляют людьми — климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. Как результат всего этого образуется общий “дух народа”, который конституируется из законов, обычаев и нравов. М. вошел в историю общественной мысли Запада как предтеча социологии, однако он и не пытался системно исследовать (в отличие от О. Конта или К. Маркса) современное ему общество, оценивая его исключительно в рамках политической философии того времени. Общество, по его мнению, целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс недостижим — социум в политической ипостаси своей переживает череду падений и взлетов.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018