МОРАЛЬ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мораль
набор норм и ценностей, нарушение которых возмущает общественность, поскольку касается основных и универсальных проблем, сложившихся в отношениях между людьми

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Мораль
совокупность социальных представлений о добре и зле; социальный институт, функцию которого составляет контроль за поведением индивидов в соответствии с принятыми ценностями и нормами.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Мораль
нравственность, правила нравственного поведения, система норм поведения; форма нормально-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Мораль
(лат. moralis – нравственный) – предмет этического знания; особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла, интериоризации, свободном выборе ценностных ориентаций.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

Мораль
социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

МОРАЛЬ
нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, рассматриваемые с точки зрения отношения людей друг к другу и к общностям {коллективам, классам, народам, обществу в целом).

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

МОРАЛЬ
1) совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу; 2)общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

МОРАЛЬ (НРАВСТВЕННОСТЬ)
от лат. moralis - касающийся нравов ) - англ. morals; нем. Moral. 1. Соц. институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции соц. контроля и регулирования соц. отношений в той или иной соц. группе, обществе. 2. Совокупность потребностей, установок индивида поступать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле. 3. В истор. материализме - одна из форм обществ, сознания.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Мораль (нравственность)
(от лат. moralis – нравственный). Мораль (моральність). Moral. 1. Социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих регулятивную функцию и функцию социального контроля в группе и обществе в целом. 2. Форма общественного сознания, отражающая и формирующая социальные отношения в соответствии с определенными представлениями о правилах поведения в различных сферах общественной жизни. Учитывая, что представления о правилах поведения у различных социальных слоев, как правило, разные, то попытки сделать те или иные из таких представлений всеобщими превращают М. в особую форму идеологии. Но так как те, кому принадлежит власть, всегда имеют значительные преимущества в культивировании именно своих представлений о М., то
именно их М. всегда является господствующей. См. также Аморальность.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

МОРАЛЬ (нравственность)
лат. мoralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами формами регуляции (правовая, религиозная и др.), М. выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. М. генетически восходит к феномену обычая; применительно к индивиду основные нравственные ценности усваиваются им в процессе личностной социализации. В социально-личностной и духовной сферах М. носит всепронизывающий и всеохватывающий характер. Все отношения людей, от интимных до "межконтинентальных", проникнуты ею, подвержены моральной оценке и с ее помощью проходят проверку на жизненную целесообразность. Поскольку М. существует на двух уровнях: общечеловеческом и личностном, постольку можно утверждать, что она - один из способов разрешения противоречий между всеобщим и индивидуальным. Она не имеет рецептурного характера. М. - постоянное нормотворчество людей, жизненный процесс, в котором основная фигура - сам индивид, человек, творец, своего бытия. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного он самостоятельно делает выбор своего поведения, поступка, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Отсюда - ответственность за моральность выбора и деятельности человека. Основными социальными функциями М. являются: регулятивная, ценностно-ориентационная и социализирующая. М. предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого. Чем нравственно воспитаннее личность, тем более добровольно она соблюдает моральные предписания общества и семьи. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями. В целом функционирование М. осуществляется в русле общесоциальных закономерностей развития общества и личности .
Структура М. включает в себя нравственные взгляды, смысложизненные ориентации и идеалы, нравственные чувства, традиции, нормы, принципы, заповеди, мотивы, цели, отношения, поступки, оценки, категории добра, совести, чести, справедливости, счастья и т.д. Сюда же относятся нравственные качества личности, феномены милосердия, благотворительности, добродетели. Каждый из перечисленных элементов имеет парную категорию: добро - зло, честь - бесчестие и т.д. М. в целом противостоит аморализм, который достаточно многолик. Аморализм в политике - достижение намеченной цели любыми средствами, включая антигуманные; в экономике - нарушение рыночных законов, игнорирование интересов производителей благ; в правовой сфере - нарушение принципа справедливости, пренебрежение к закону; в научно-технической деятельности - использование высших достижений человеческой мысли во вред цивилизации.
С.Д. Лаптенок

Источник: Социология: энциклопедия

МОРАЛЬ
от лат. moralis - нравственный) - нравственность, форма нормативно-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей. Принадлежа одновременно индивидам (личностям) и об-ву (общностям, соц. группам) как активным субъектам, состоящим при их относительной противоположности друг другу в сущностном единстве, взаимообусловленности и взаимодействии, М. выступает одним из сложившихся в обществ. практике путей и способов соединения свободы личности с обществ. необходимостью, адаптирующего включение индивидов в обществ. жизнь и разрешение противоречий между ними. В ряду др. близких ей форм включения индивидов в обществ. жизнь (право, политика и т. д.) М. исторически первоначальна. Она глубоко входит во внутренний мир человека и имеет более широкое, универсальное применение. Ключевое ее отличие - действие без употребления прямой власти одних людей над другими, независимость от извне исходящих решений и велений. Для функционирования М. достаточно собственной власти человека над самим собой, силы его личного сознания и поддержки обществ. мнения. Специфика и сущность М., следовательно, состоят в том, что она есть прежде всего и главным образом осознание людьми общественно необходимого типа поведения и его реализация в свободных действиях с опорой на личные убеждения и обществ. мнение. М. - явление естественно-историч., надстроечное, развивающееся в силу того, что об-во порождает как известные общие функции, без к-рых оно не может обойтись, так и ряд специфич. "органов" (явлений) для выполнения этих функций, одним из к-рых и выступает М. Вместе со всей обществ. надстройкой она имеет общее функциональное назначение - содействовать воспроизводству и изменению обществ. жизни путем формирования и использования субъективных качеств людей: их сознания, чувств, воли, поведения. Эту общую функцию она выполняет специфич. средствами и в специфич. формах. Вместе с др. надстроечными явлениями она в своем реальном содержании зависит от базиса, на к-ром складывается, и потому конкретно-исторически предстает в виде различн. развивающихся и сменяющих одна другую моральных систем, каждая из к-рых представляет интересы базисной для нее соц. общности. В структуре различн. моральных систем повторяются все их основные компоненты, относительное значение и конкретные характеристики к-рых, однако, от системы к системе меняются. Это прежде всего моральное сознание. В нем обществ. необходимость находит выражение в мысленной форме, но не как познанная в своей сущности, а в особом преломлении и часто без прямого понимания - в косвенных представлениях о морали; в нормативно-оценочном признании одних проявлений активности людей как правильной, должной, т. е. как моральных норм, а других - как их нарушения. Для передачи таких представлений формируются в нравственном сознании понятия добра и зла, долга, совести, чести, достоинства и т. п., помогающие выносить суждения обо всех конкретных действиях людей - моральные оценки. Эти нормы и оценки - свои в каждой системе: ими санкционируется особый тип поведения людей, особый его выбор. Иной компонент М. - поступки и складывающееся из них поведение людей. Это действия, взятые в отношении к нравственным нормам, ситуативное воплощение М. во внешней активности людей. Особый компонент М. - моральные качества личности. Выступая внутриличностным эффектом (рез-том действия), М. образует моральный склад личности. Свое место в структуре М. занимают также нравственные позиции личности, межличностные и иные моральные отношения. Первые, складываясь на основе моральных качеств людей, означают то или иное устойчивое отношение к возможным вариантам поведения в определенных ситуациях (участие, невмешательство и т. п.), вторые означают связь между моральными субъектами (личностями, классами, группами, коллективами и т. п.), возникающую на основе взаимооценки ими нравственных качеств и позиций друг друга, их состоявшегося или ожидаемого поведения. Наконец, самостоятельным компонентом М. могут считаться нравственные чувства, эмоции, переживания людей, т. е. восприятие нравственной стороны жизни помимо рационального реагирования на нее. Как и в структуре, в функциях различа систем М. обнаруживаются большая повторяемость и общность. Любая моральная система сложнофункциональна, причем характеризуется и интегральным единством действия, и большой дифференцированностью функций. Общепринятая модель функций М. еще не выработана, и различн. авторы называют различн. их наборы. В качестве частных проявлений интегральной функции М., относящихся к разным уровням и сферам ее активности, т. е. более или менее обособляющихся ее особых функций, могут быть указаны: нормативизация поведения людей как утверждение нек-рого определенного его типа, норм, и тем самым реализация интересов определенной соц. общности; приложение нор и оценок данной системы М. к конкретным ситуациям и актам поведения людей; воздеиств на склад личности, содействие приобретени людьми уверенности в правильности их поведения; влияние на всю поведенческую активность людей. Именно функции М. придают значение ценностей всем ее проявлениям. В рассмотренных общих аспектах все моральные системы тождественны и выступают как единое во все времена явление М. В этом они раскрывают стороны общечеловеческого в них. Однако в ином отношении моральные системы выступают каждая обособленно от остальных, противостоя им с большей или меньшей силой, вплоть до прямой враждебности и взаимоборства. Соответственно, в каждой отдельной моральной системе все нормы оценки и др. проявления наполняются конкретным содержанием, выражающим ее направленность на поддержку интересов именно данной общности. Однако нередко в моральной системе ее ведущая норма не выносится на уровень прямого ее осознания, а существует и функционирует латентно. Создавая свои моральные системы, восходящие классы (общности) обычно начинают с решительного отвержения предшествующих моральных систем. Но фактически новое здесь рождается только на базе исторически предшествующего, старого, к-рое и служит отправным, хотя во многом отрицательным образцом развития, подвергаемом критич. пересмотру с преобразованием его содержания, сопровождаемым, однако, значительным использованием уже имеющихся моральных форм. Лит. см. к ст. Нравственность. Р.В. Петропавловский

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
155.72 кб

Профессионализм как нравственная черта личности (мораль и право)

Мальцева Людмила Валентиновна
Читать PDF
101.20 кб

Политика и мораль в современной России: гуманистическая альтернатива

Кудряшова Маргарита Стефановна
В статье дается авторский анализ взаимодействия политики и морали в современной России, показывается необходимость гуманизации российской политики как важнейшего средства выхода страны из современного мирового финансово-экономичес
Читать PDF
421.50 кб

Сексуальная мораль и репродуктивное поведение населения

Бодрова В. В.
Читать PDF
167.87 кб

Религиозна ли мораль? Заметки о современных верующих

Кофанова Е. Н.
В статье сравниваются моральные принципы и нормы населения в целом и верующих людей.
Читать PDF
719.58 кб

Общественная мораль и государство

Петухов Владимир Васильевич
Vladimir V. Petukhov in "Public Morals and the State" analyzes the results of VCIOM's surveys related to the changes in interpersonal relations within the last 15 years, impact of time on moral norms and principles.
Читать PDF
180.56 кб

Политическая и частная мораль

Фёдоров Геннадий Семенович
Исходя из диалектики как методологии исследования проведен научный анализ взаимосвязи политической и частной морали, показана сложность этой взаимосвязи.
Читать PDF
552.43 кб

98. 02. 012. Матье У. Бог, женщина и мораль: демократическая семья в новой политической науке Алекси

Панченко Т. Н.
Читать PDF
151.04 кб

97. 03. 023 - 028. Рынок, право, мораль. (сводный реферат)

Летов О. В.
Читать PDF
466.01 кб

99. 03. 016. Шиллинг К. Меллор Ф. Дюркгейм. Мораль и модерность: коллективное возбуждение. Двойная п

Фомичев П. Н.
Читать PDF
267.02 кб

2013. 04. 019. Дилл Дж. С. , Хантер Дж. Д. Образование и культурные войны: мораль и конфликт в амери

Козлова М. А.
Читать PDF
4.72 мб

«Органический» дарообмен и трансплантация органов, развитие экономической социологии и мораль в мире

Штайнер Филипп
Читать PDF
538.74 кб

Социальная регуляция и мораль (к вопросу об источниках нравственной нормативности)

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье проанализировано то понимание источников нравственной нормативности, которое использует в качестве отправной посылки комплексную потребность обществ во внутренней упорядоченности, сплоченности и внешней конкурентоспособно
Читать PDF
16.65 мб

Общественная мораль и коллективное действие

Шевченко Александр Анатольевич
В статье рассмотрены существенные характеристики общественной морали в сравнении с моралью индивидуальной.
Читать PDF
135.55 кб

О грядущих основаниях солидарности: религия и мораль в социологической теории Эмиля Дюркгейма

Батанова (Врублевская) Полина Викторовна
Зачастую в центр теории общества Эмиля Дюркгейма, классической для социологии, помещается религия, которой классик отводит социальную функцию источника солидарности.
Читать PDF
641.65 кб

Разумный альтруизм: можно ли примирить мораль и рынок?

Конрой Наталья Викторовна
Книга Жужи Беренд — результат десятилетней этнографии речевого поведения необычной группы, которая называла себя «удивительные женщины SMO»1 (www.surromomsonline.com).

Похожие термины:

  • МОРАЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    система моральных требований, норм, обязательных для работников данной профессии и отражающихся в моральном сознании общества в качестве его составной части.
  • МОРАЛЬ ТРУДОВАЯ

    комплекс нравственных установлений и общезначимых предписаний, которым неукоснительно должны следовать отдельный человек, рабочая группа или коллектив.
  • МОРАЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

    первоначальное наименование организационной культуры (см. Организационная культура) совокупность норм, поведенческих и деловых стандартов, запретов, предписаний и ценностей (целей), вырабатывае
  • ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ

    понятие этики, с помощью к-рого характеризуется значение для об-ва и человека соц.-историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также пробл
  • МОРАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТОРЫ

    moral entrepreneurs) — члены общества, обладающие достаточным могуществом для создания или навязывания правил (Беккер "Аутсайдеры: исследование в социологии девиации", 1963). Для Беккера девиация представля
  • КАЧЕСТВА МОРАЛЬНЫЕ

    качества, которыми должны обладать и активизировать их в своей работе субъекты социальной деятельности.
  • МОРАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

    социальная история индивида, описанная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе.
  • КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ

    англ. codex, moral; нем. Moralkodex. Более или менее систематизированная совокупность норм, образцов поведения людей определенной общности.
  • КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ

    разногласие, в основе которого лежит социальный конфликт, возникающий, если в социуме действуют два несовместимых моральных принципа, приводящих к рассогласованию моральной системы.
  • МОРАЛЬНЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

    moral crusade) – социальное движение, например, "Соотечественники Мэри Уайтхауз", Ассоциация слушателей", в котором члены стремятся мобилизовать поддержку юридическим и социальным санкциям в защиту тог
  • МАЗОХИЗМ МОРАЛЬНЫЙ

    англ. Masochism, moral; нем. Moralmasochis-mus. По 3. Фрейду - стремление быть жертвой, испытывать унижение, страдание и т. д., не связанные с сексуальным удовлетворением.
  • НОРМЫ МОРАЛИ

    предписание, регулирующее какие-либо стороны поведения людей, благодаря которым в человеке проявляется общественное начало, нравственные ориентиры, на которых основывается оценка поступков.
  • СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ

    это есть нравственное поведение как отдельных индивидуумов, так и государственной политики.
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ

    отрасль социологии, изучающая институт морали на теоретическом и эмпирическом уровнях.
  • МОРАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ/МОРАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

    MORAL ENTREPRENEUR/MORAL ENTERPRISE) См.: Моральные паники.
  • МОТИВ МОРАЛЬНЫЙ

    внутреннее побуждение личностИгК нравственному поступку. М.м. выступает в качестве движущей силы нравственного поведения человека, т. к. обусловлен воздействием как слабо, так и глубоко осознанны
  • НОРМЫ МОРАЛЬНЫЕ

    (нравы) это образцы поведения, обосновывающиеся конечными истинами бытия и опирающиеся на силу общественного мнения, чувство долга, совести, стыд.
  • НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ

    англ. norms, social, moral; нем. Moralnormen, soziale. Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном либо непозволительном.
  • МОРАЛЬНЫЕ ПАНИКИ

    MORAL PANICS) Эпизоды широко распространенного беспокойства и страха, вызванные событиями, которые имеют явно тривиальное значение. Моральные паники имеют долгую и разнообразную историю от обвинений
  • Моральное право

    moral right), см. Авторское право.