МОРАЛЬНАЯ ПАНИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОРАЛЬНАЯ ПАНИКА
moral panic) — преувеличенная, усиленная средствами массовой информации общественная реакция на изначально относительно малозначащие действия социальной девиации, например, социальные беспорядки, связанные с модистами и рокерами (С. Коэн "Народные дьяволы" и моральная паника", 1972). Такое повышенное внимание средств информации, полиции, судов, правительств и общественности не только не устраняет явление, но и имеет тенденцию усиливать его. Ведь тем самым создаются ролевые модели, чтобы им следовали другие, или делается реклама буйному или антисоциальному поведению, о котором иначе мало бы кто знал. Некоторые теоретики также утверждают, что моральная паника поощряется правительствами как полезное средство мобилизации политической поддержки путем создания общей "угрозы" (см. Холл и др. "Охраняя кризис", 1978). См. также Девиационное преувеличение; Теория стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Моральная паника
(от лат. moralis – нравственный и греч. panikos – внезапный, сильный страх (наводимый богом Паном)). Моральна паніка. Moral panic. 1. Действия индивидов и групп, находящихся в состоянии утраты контроля собственного поведения. 2. Неадекватная реакция средств массовой коммуникации, политических лидеров, индивидов и групп, органов управления на тривиальные действия отдельных групп как по их характеру, так и по числу задействованных участников. М. п. проявляется в значительном преувеличении результатов таких действий по их негативному влиянию на моральные устои общества, конституционный строй, судьбу правительства и т. д. В таком случае сами панические действия по своим последствиям могут оказаться более разрушительными, чем вызвавшие панику. Склонные к сенсациям средства массовой коммуникации, давая неадекватную оценку тем или иным событиям, могут вызвать массовые волнения, значительное возрастание преступности и соответствующие этому репрессии, ужесточение законодательства и пр. Целенаправленно спровоцированная М. п. часто используется правительствами для устрашения населения с целью консолидации разрозненных социальных сил с тем, чтобы направить их действия на решение каких-либо частных проблем или организацию поддержки непопулярных решений и действий, которые в других случаях не были бы поддержаны.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Моральные паники в повестке дня региональных СМИ

Ефанов Александр Александрович
Статья посвящена анализу механизмов конструирования моральной паники в Оренбургской области, ее распространения и трансформации. Рассматриваются основные деструктивные явления, формирующие медиа-истерию в регионе.
Читать PDF

Российско-украинский кризис: была ли моральная паника?

Ефанов Александр Александрович
В статье предпринимается попытка социологического осмысления российско-украинского кризиса, начавшегося в феврале 2014 г. и продолжающегося до сих пор.
Читать PDF

Социологическое обоснование процессуальности развития моральных паник

Ефанов Александр Александрович
Предпринимается попытка социологического обоснования процессуальности развития моральных паник.
Читать PDF

«Моральная паника» в жизни общества и феномен нетрадиционной религиозности

Мартинович Владимир Александрович
Настоящая статья посвящена анализу современных теорий моральной паники, а также освещению истории описания с их помощью различных типов и явлений нетрадиционной религиозности. На примере разработок С. Коэна, Е. Гууда, Н.
Читать PDF

Эмотивно-морализаторский дискурс как технология конструирования моральных паник

Ефанов Александр Александрович
Дается социологическое обоснование технологии конструирования моральных паник.
Читать PDF

Структурная типологизация моральных паник как прецедентов социальной действительности

Ефанов Александр Александрович
В статье предлагается осмысление моральных паник как прецедентов социальной действительности, произошедших за последние тридцать лет.
Читать PDF

Эпидемия ВИЧ: социальная проблема или новая моральная паника? (социологическое обоснование)

Ефанов Александр Александрович
Рассматриваются стратегии освещения проблемы распространения ВИЧ в федеральном и региональном медиапространстве.
Читать PDF

«Моральная паника» как механизм развития ряда молодежных сообществ советского Союза и России

Громов Дмитрий Вячеславович
Статья посвящена возникновению в Советском Союзе и России в 1970-2010-х годах «моральных паник» (термин С. Коена).
Читать PDF

«Лед тронулся. . . », или о медиаобразовании как технологии декультивирования моральных паник

Ефанов Александр Александрович
В статье изучается процесс введения медиаобразовательной концепции в программу среднего и высшего образования. Данная стратегия позволяет проводить профилактику аффективных реакций, подобных моральным паникам, в социальной среде.
Читать PDF

"волны" моральных паник в российском обществе 1990-2010-х годов: историко-социологический анализ

Ефанов А.А.
В статье приводится социологическое обоснование конструирования моральных паник в российском обществе 1990-2010-х гг.
Читать PDF

К вопросу об амбивалентности социальных изменений в результате влияния моральных паник на общество

Ефанов А.А.
В статье проводится социологическое обоснование амбивалентности социальных изменений в результате влияния моральных паник на общество.
Читать PDF

2010. 01. 009. Альтхайде Д. Моральная паника: от социологического понятия к общественному обсуждению

Ализаде А. А.
Читать PDF

«Тверк оренбургских “пчелок”», или о конструировании моральных паник в региональном и федеральном ме

Ефанов Александр Александрович
В апреле 2015 года во Всемирной сети был размещен видеоролик «Пчелки и Винни-Пух», в котором запечатлено скандальное выступление несовершеннолетних воспитанниц одной из оренбургских студий танца.
Читать PDF

2017.03.011. ФЮРЕДИ Ф. МОРАЛЬНАЯ ПАНИКА И ЧТЕНИЕ: ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ ТРЕВОГА ЭЛИТ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕДИАВОЗ

Нарьян С.К.
Читать PDF

КОНЦЕПЦИЯ "МОРАЛЬНОЙ ПАНИКИ"В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ РОССИИ И ЗАПАДА: ОПЫТ ВОСПРИЯТИЯ С ПОЗИЦИИ

Сумская Анна Сергеевна, Саймонс Грегори
Аудитория СМИ выстраивает отношения с окружающим миром, ориентируясь на контент, который, по сути, является интерпретацией действительности.