МОРАЛЬНАЯ ПАНИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОРАЛЬНАЯ ПАНИКА
moral panic) — преувеличенная, усиленная средствами массовой информации общественная реакция на изначально относительно малозначащие действия социальной девиации, например, социальные беспорядки, связанные с модистами и рокерами (С. Коэн "Народные дьяволы" и моральная паника", 1972). Такое повышенное внимание средств информации, полиции, судов, правительств и общественности не только не устраняет явление, но и имеет тенденцию усиливать его. Ведь тем самым создаются ролевые модели, чтобы им следовали другие, или делается реклама буйному или антисоциальному поведению, о котором иначе мало бы кто знал. Некоторые теоретики также утверждают, что моральная паника поощряется правительствами как полезное средство мобилизации политической поддержки путем создания общей "угрозы" (см. Холл и др. "Охраняя кризис", 1978). См. также Девиационное преувеличение; Теория стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Моральная паника
(от лат. moralis – нравственный и греч. panikos – внезапный, сильный страх (наводимый богом Паном)). Моральна паніка. Moral panic. 1. Действия индивидов и групп, находящихся в состоянии утраты контроля собственного поведения. 2. Неадекватная реакция средств массовой коммуникации, политических лидеров, индивидов и групп, органов управления на тривиальные действия отдельных групп как по их характеру, так и по числу задействованных участников. М. п. проявляется в значительном преувеличении результатов таких действий по их негативному влиянию на моральные устои общества, конституционный строй, судьбу правительства и т. д. В таком случае сами панические действия по своим последствиям могут оказаться более разрушительными, чем вызвавшие панику. Склонные к сенсациям средства массовой коммуникации, давая неадекватную оценку тем или иным событиям, могут вызвать массовые волнения, значительное возрастание преступности и соответствующие этому репрессии, ужесточение законодательства и пр. Целенаправленно спровоцированная М. п. часто используется правительствами для устрашения населения с целью консолидации разрозненных социальных сил с тем, чтобы направить их действия на решение каких-либо частных проблем или организацию поддержки непопулярных решений и действий, которые в других случаях не были бы поддержаны.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
12.79 мб

Моральные паники в повестке дня региональных СМИ

Ефанов Александр Александрович
Статья посвящена анализу механизмов конструирования моральной паники в Оренбургской области, ее распространения и трансформации. Рассматриваются основные деструктивные явления, формирующие медиа-истерию в регионе.
Читать PDF
315.45 кб

Российско-украинский кризис: была ли моральная паника?

Ефанов Александр Александрович
В статье предпринимается попытка социологического осмысления российско-украинского кризиса, начавшегося в феврале 2014 г. и продолжающегося до сих пор.
Читать PDF
427.19 кб

Социологическое обоснование процессуальности развития моральных паник

Ефанов Александр Александрович
Предпринимается попытка социологического обоснования процессуальности развития моральных паник.
Читать PDF
306.08 кб

«Моральная паника» в жизни общества и феномен нетрадиционной религиозности

Мартинович Владимир Александрович
Настоящая статья посвящена анализу современных теорий моральной паники, а также освещению истории описания с их помощью различных типов и явлений нетрадиционной религиозности. На примере разработок С. Коэна, Е. Гууда, Н.
Читать PDF
250.17 кб

Эмотивно-морализаторский дискурс как технология конструирования моральных паник

Ефанов Александр Александрович
Дается социологическое обоснование технологии конструирования моральных паник.
Читать PDF
386.97 кб

Структурная типологизация моральных паник как прецедентов социальной действительности

Ефанов Александр Александрович
В статье предлагается осмысление моральных паник как прецедентов социальной действительности, произошедших за последние тридцать лет.
Читать PDF
202.91 кб

Эпидемия ВИЧ: социальная проблема или новая моральная паника? (социологическое обоснование)

Ефанов Александр Александрович
Рассматриваются стратегии освещения проблемы распространения ВИЧ в федеральном и региональном медиапространстве.
Читать PDF
262.50 кб

«Моральная паника» как механизм развития ряда молодежных сообществ советского Союза и России

Громов Дмитрий Вячеславович
Статья посвящена возникновению в Советском Союзе и России в 1970-2010-х годах «моральных паник» (термин С. Коена).
Читать PDF
17.54 мб

«Лед тронулся. . . », или о медиаобразовании как технологии декультивирования моральных паник

Ефанов Александр Александрович
В статье изучается процесс введения медиаобразовательной концепции в программу среднего и высшего образования. Данная стратегия позволяет проводить профилактику аффективных реакций, подобных моральным паникам, в социальной среде.
Читать PDF
325.03 кб

"волны" моральных паник в российском обществе 1990-2010-х годов: историко-социологический анализ

Ефанов А.А.
В статье приводится социологическое обоснование конструирования моральных паник в российском обществе 1990-2010-х гг.
Читать PDF
184.98 кб

К вопросу об амбивалентности социальных изменений в результате влияния моральных паник на общество

Ефанов А.А.
В статье проводится социологическое обоснование амбивалентности социальных изменений в результате влияния моральных паник на общество.
Читать PDF
166.83 кб

2010. 01. 009. Альтхайде Д. Моральная паника: от социологического понятия к общественному обсуждению

Ализаде А. А.
Читать PDF
210.95 кб

«Тверк оренбургских “пчелок”», или о конструировании моральных паник в региональном и федеральном ме

Ефанов Александр Александрович
В апреле 2015 года во Всемирной сети был размещен видеоролик «Пчелки и Винни-Пух», в котором запечатлено скандальное выступление несовершеннолетних воспитанниц одной из оренбургских студий танца.
Читать PDF
190.56 кб

2017.03.011. ФЮРЕДИ Ф. МОРАЛЬНАЯ ПАНИКА И ЧТЕНИЕ: ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ ТРЕВОГА ЭЛИТ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕДИАВОЗ

Нарьян С.К.
Читать PDF
832.76 кб

КОНЦЕПЦИЯ "МОРАЛЬНОЙ ПАНИКИ"В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ РОССИИ И ЗАПАДА: ОПЫТ ВОСПРИЯТИЯ С ПОЗИЦИИ

Сумская Анна Сергеевна, Саймонс Грегори
Аудитория СМИ выстраивает отношения с окружающим миром, ориентируясь на контент, который, по сути, является интерпретацией действительности.