Морозов Евгений

Найдено 1 определение
Морозов Евгений
(Morozov Evgeny, Марозаў Яўген) (род. 1984) — белорусско-американский журналист, социальный критик, эксперт и комментатор в области перспектив развития новых медиа и их стратегического использования правительствами и социальными активистами. Автор колонок в Foreign Affairs, The New York Times, The Economist; выступает с лекциями в университетах. В своих статьях Морозов выступает как последовательный критик кибероптимизма, т. е. оптимистической оценки текущих трендов в развитии компьютерных технологий и их применения, и «Калифорнийской идеологии солюционизма» — сочетания «наивного оптимизма, технического утопизма и неолибертарианской политики», популярного среди программистов Кремниевой долины (Калифорния) и проявляющегося в убежденности, что политические и социальные проблемы принципиально решаемы техническим путем и что для этого необходимо лишь больше данных и более совершенная компьютерная программа. Е. Морозов считает, что значимость для общества компаний, производящих программное обеспечение (и концентрирующихся в Кремниевой долине), особенно таких гигантов, как Google и Facebook, сильно переоценивается. Идеология, которая заставляет людей доверять этим компаниям свои личные данные, является, согласно Морозову, утопической. Вместо решения глобальных проблем эти компании продают личные данные государственным органам и коммерческим организациям для реализации их целей (контроль, реклама и т. д.). Морозов отмечает, что такая ситуация нарушает право на личную жизнь, однако, очевидно, она устраивает большинство пользователей. Морозов участвовал в информационном обеспечении различных политических кампаний в Восточной Европе; в настоящее время живет и работает в США. Выступает как колумнист в периодических изданиях, блогер, а также автор двух книг — «Сетевое заблуждение: темная сторона свободы в интернете» (2011) и «Нажмите здесь, чтобы все сохранить: безрассудство веры в технологию» (2014). В 2009 г. на страницах журнала Wired была опубликована широкая дискуссия Морозова и кибероптимиста Клэя Ширки по поводу политических последствий использования электронных социальных сетей протестными движениями по всему миру. В качестве аргументов Морозов подчеркивает двоякую роль новых медиа, основанную на нейтральности технологических приспособлений, широкое использование электронных социальных сетей для распространения пропаганды, а также создание государствами местных версий социальных сетей, которые проще контролировать. Морозов призывает рассматривать новые медиа не как область, свободную от социальных порядков, а как естественное продолжение существующих социально-политических отношений и социальных технологий. В целом критика Морозова отражается в следующих положениях: 1) технологический прорыв не гарантирует политических нововведений, а временами и препятствует им; 2) компании Кремниевой долины создают ложное ощущение открытости и мобильности, а на деле это свобода «зека с электронным GPS-браслетом» и «невидимый колючий провод»; современное развитие интернета ведет к тотальной персонификации в онлайн-пространстве, открытость технической среды мнимая, а контроль растет с новыми средствами управления; 3) «необходимо вернуть в IT-дискурс политику и экономику», снизив влияние технократического дискурса и технологизации социальных проблем. В целом, Морозов выступает скорее с «левых» философских позиций, критикуя механизацию повседневности, создание ложных представлений о новых медиа как неизбежной спасительной силе для решения социальных проблем, а также «политэкономию технологического дискурса», выгодную компаниям-разработчикам, но не гражданскому обществу. Морозов выступает против самоочевидности социальных эффектов новых технологий и их полезности для пользователей на примерах использования персональных данных корпорациями Google, Facebook, а также национальными правительствами разных стран. Он также призывает противостоять реификации интернета в его современном виде путем активного общественного обсуждения технических нововведений и расширения общественного контроля за интернет-компаниями.
Литература Морозов Е. Техноненависть: как интернет отучил нас думать. М.: Common place, 2014. Morozov E. The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom. New York: Public Affairs, 2011. Morozov E. To Save Everything, Click Here: The Folly of Technological Solutionism. New York: Public Affairs, 2014. А. Широканова

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016