МОСКА ГАЭТАНО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МОСКА Гаэтано
MOSCA, Gaetano) (1858-1941) Итальянский юрист и политический теоретик; внес вклад в социологию элит. В работе «Правящий класс» (Mosca, 1896) Моска утверждал, что, какой бы ни была форма правления, власть будет находиться в руках меньшинства, образующего правящий класс. Однако этому классу всегда приходится оправдывать свое правление, обращаясь к моральным или правовым принципам, приемлемым для тех, кем управляют. Его идеи оказали влияние на Р. Михельса и стали частью социологической традиции исследования элит. См. также: Правящий класс; Элита.

Источник: Социологический словарь

МОСКА ГАЭТАНО

1858-1941) - итал. политолог и социолог, один из основоположников современной концепции элиты. М. развивал идею необходимости и вечности разделения всякого об-ва независимо от форм гос-ва, соц. групп и "политич. формул" на два класса: "политич. класс", т. е. правящая элита, и неорганизованное большинство, управляемый класс. Исследуя анатомию и динамику элит, М. приходит к выводу, что без их обновления невозможна соц. стабильность, являющаяся основой об-ва. Между тем всякая правящая элита имеет тенденцию к превращению в "закрытую", наследственную, если не де-юре, то де-факто, что неизбежно ведет ее к вырождению. Предотвращать подобные процессы может только наличие свободы, в частности свободных дискуссий, к-рые вынуждают "политич. класс" обновляться, позволяют держать его в определенных рамках и устранять, когда он более не соответствует интересам страны. Соч.: The Ruling Class. N.Y., 1939; Elementi di scienza politica. Mil., 1953. C.A. Эфиров.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МОСКА ГАЭТАНО
Mosca, Gaetano) (1858-1941) - итальянский политолог и политический деятель, считающийся наряду с Парето и Михелъсом создателем теории элит. В представлении Моски, общество всегда состояло из двух "классов": правящих и управляемых. Подобно Парето, у которого он непрестанно оспаривал приоритет в формулировке теории элит, Моска оценивал многие из оправданий (политических формул) правления просто как видимость подкрепления модернизации и сохранения политической власти. Он подтвердил существование различия между политическими системами, которые руководствовались "либеральными" принципами (то есть избираемостью руководства), и "деспотичными". Последний вид устройства, включая средства вербовки новых членов политической элиты, не предполагало "правление народа" или "правление большинства", хотя классы могли быть представлены в правительстве. Не могло быть и речи о правлении всего класса — тем более о "бесклассовом обществе" — о котором утверждал Маркс. Наиболее известный труд Моски — "Elementi di scienza politica" (1896) — неоднократно пересматривавшийся в последующих изданиях, был переведен на английский язык под названием "Правящий класс" в 1939 г. Ошибочно видеть в авторе защитника автократии. Скорее он отдает предпочтение специфическим формам представительной демократии. Его идеи предшествуют влиятельной современной теории демократического элитизма, превозносящей представительные элиты и принижающей то, что Моска определял "нереалистичными ожиданиями", связанными с концепциями партисипационной демократии и марксизма.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МОСКА Гаэтано
(1858-1941)-итальянский социолог и юрист. Находился на государственной службе, затем был профессором социологии в Римском университете. Социологические представления М. формировались путем критического переосмысления теорий К он та, Спенсера, Летурно. Его воззрения на общественное устройство перекликаются с идеями Парето, отчасти предшествуя им. Наиболее значительным трудом М. принято считать трактат «Элементы политической науки» (1895, переработанное издание - 1923). Соглашаясь с контовской дифференциацией интеллектуальных состояний человечества (теологическое, метафизическое, позитивное), М. возражал против утверждения об их последовательной смене в истории. Все три состояния сосуществуют на каждом этапе развития общества и распространение науки не упраздняет потребности в религии. Более того, религия позволяет нейтрализовать действие суеверий, дезориентирующих общественное сознание. М. принимал объяснение Г. Спенсером регулирующей роли социальных институтов в обществе, однако полагал, что не существует эволюционной смены типов регуляции (от положительной к отрицательной, от принудительной к ограничительной) - в любом обществе все типы регуляции применяются одновременно. Поэтому, в частности, вероучительные нормы и культы религиозные выполняют свою регулирующую функцию на всех этапах истории, являясь составной частью общего механизма социальной регуляции. М. был солидарен и с идеей Ш. Летурно о более высоких темпах морального развития в цивилизованном обществе в сравнении с дикостью и варварством, но не считал моральный прогресс безусловной закономерностью, указывая на нравственную деградацию даже цивилизованных обществ, когда они переживают социальную дезорганизацию. Сомнительность эволюционистского подхода не отменяет, по мнению М., существования стабильных тенденций, которым подчиняются общественные процессы. К таким тенденциям он относил наличие в любом обществе, независимо от социальных систем и идеологий, двух классов - управляющих («политический класс») и управляемых («средний класс» и неорганизованные массы). Состав и способы образования правящего класса, а также конкретные формы осуществления его власти в истории меняются. Неизменной остается сама система отношений власти и подчинения. Устойчивость «политического класса» определяется его способностью к самообновлению. С утратой этой способности происходит смена носителей власти за счет выделения новой элиты из управляемой среды. Правовая и моральная оправданность обладателей власти в восприятии управляемых обосновывается с помощью так называемой «политической формулы». Смысл «политической формулы» - в указании на такой источник власти, который в том или ином обществе имеет безусловное признание. М. приводит примеры христианских и исламских обществ, где власть определяется как прямо или опосредованно данная от Бога. Любые «политические формулы», включая религиозную трактовку власти, не могут рассматриваться как умысел или иллюзия - они выражают глубинную психологическую потребность человека управлять и быть управляемым не только на основе физической или интеллектуальной силы, но и «в силу морального принципа». Религия является одним из резервуаров для «политических формул», цементирующих социальное устройство. Она также способствует формированию разных социальных типов, различающихся по образу жизни, языку, психологическим чертам, верованиям (особенно при исторической дифференциации религий, когда образующиеся конфессии соединяются с национальными и политическими особенностями групп населения). Констатируя это, М. обращал внимание на опасность чрезмерного усиления религиозного влияния, ведущего к клерикализму.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
148.72 кб

Гаэтано Моска и Вильфредо Парето: обзор теории

Володин Константин Сергеевич
В статье реферируются научные воззрения основателей политической элитологии – Г. Моска и В. Парето.
Читать PDF
158.63 кб

Гаэтано Моска об акторах политического управления и власти

Сковиков Алексей Константинович
При рассмотрении акторов, оказывающих влияние на принятие политических решений, обращено внимание на интересы «правящего класса» и «политического класса».