МОСС Марсель

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОСС МАРСЕЛЬ
Mauss, Marsel) (1872-1950) - французский социальный антрополог, работавший с Эмилем Дюркгеймом в Реакции "Annee Sociologique" оказавший влияние на Леви-Стросса, среди его наиболее важных исследований находятся "Примитивен классификация" (в соавторстве с Дюркгеймом, 1902) и «Подарок» (1925). См. Обмен подарками.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МОСС (Mauss) Марсель
1872-1950) - франц. этнограф и социолог. Приверженец теории Дюркгейма, М. в неявной форме подверг пересмотру нек-рые ее положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к сотрудничеству между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойственное существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней соц. реальность, М. формулирует понятие о "тотальном" (целостном) человеке в единстве его биологич., психич. и соц. черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системно-структурном рассмотрении соц. объектов. Соч.: Общества. Обмен. Личность. М., 1996; Socioiogie et anthropologie. P., 1950. А.Б. Гофман.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МОСС Марсель
(10.05. 1872, Эпиналь —10.02.1950, Париж) — франц. социолог и социальный антрополог, заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), проф. социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском ун-те. М. был племянником, учеником и сотрудником Дюркгейма и принимал активное участие в дюркгеймовской социол. школе. После смерти основателя школы он руководил ею в кач-ве главного редактора II серии журнала «L'Annee sociologique» (1925—1927). В политическом плане М. был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, М. тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социол. и психологического подходов в изучении человека. Он подчеркивал важность исследования «целостного человека» в единстве его социальных, психических и биологических свойств.
В отличие от Дюркгейма, М. не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись гл. обр. на структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа М., ставшая классической,— «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925), в к-рой он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений. Дары, по М., формально добровольны, реально обязательны; давать, брать и возвращать дар — это обязанности, нарушение к-рых влечет за собой социальные санкции. В этом произведении М. выдвинул идею «целостных социальных фактов»: ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религ. и т. д.
Большое научное значение имели и др. исследования М., в частности «О некоторых первобытных формах классификации» (1903, в соавторстве с Дюркгеймом), «Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах» (1906, при участии А. Беша), «Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я» (1938) и др. В области общей социол. теории идеи М., особенно идея «целостных социальных фактов», оказали опред. воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Работы М. и его преподавательская деятельность повлияли на развитие различ. отраслей социального знания, в частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др. А. Б. Гофман

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

МОСС (Mauss) Марсель
1872-1950) - французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий "нецивилизованных народов" (1901). Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925). Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Участвовал в издании журнала французской социологической школы. После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу. В 1924 стал первым президентом Французского института социологии.
Научная деятельность М. неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма , племянником, учеником и сотрудником которого он был. Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью. Большое внимание уделял социологии "первобытных" обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией. Главная работа М., ставшая классической, - "Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925) - основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем. На формирование подхода М. к исследованию "дара" повлияли идеи Дюркгейма , Зиммеля , работы Веблена , Боаса , Малиновского .
М. рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ. Дар - элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями. Существование систем дарения М. обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах Древнего Рима, Индии, Китая. С т.зр. М., дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире. М. обосновывает необходимость изучения "целостного" человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела. Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М. символов как характерной черты социальных фактов. Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения.
Идея М. о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса . Благодаря преподавательской деятельности М. было сформировано первое поколение французских полевых этнологов.
Н.Ю. Шило

Источник: Социология: энциклопедия

МОСС Марсель
(1872-1950) - французский социолог и социальный антрополог, исследователь религии. Окончил университет в Бордо (1893), в Париже изучал санскрит и сравнительное религиоведение. Под руководством Дюркгейма (М. был его племянником) сотрудничал в журнале «Социологический ежегодник», вокруг которого образовалось научное сообщество, известное как «французская социологическая школа». Занимался журналистикой в изданиях социалистического направления. С 1901 г. возглавлял кафедру истории религий нецивилизованных народов в Высшей школе практических исследований в Париже. После Первой мировой войны М. участвовал в создании Французского института социологии (1924) и Института этнологии при Парижском университете (1926), был главным редактором второй серии «Социологического ежегодника» (1925-1927), выезжал для чтения лекций в университетах Великобритании и США. С 1931 г. - профессор кафедры социологии в Коллеж де Франс. В 1941 г. в связи с болезнью М. прекратил научную деятельность. Теоретические исследования М. в области социологии религии в значительной мере были сопряжены с идеями Э. Дюркгейма. Это можно сказать уже о первых больших работах, написанных М. в соавторстве с Анри Юбером (1872-1927), - «Очерк о природе и функции жертвоприношения» (1899) и «Очерк общей теории магии» (1902). М. не ставил вопроса о некой универсальной сущности религии, но указывал на общее свойство всех явлений, считающихся религиозными, - присутствие в них дихотомии сакрального и профанного. Феномен сакрализации объясняется им из социальной деятельности людей как выражение их жизненно важных отношений между собой и с окружающим миром. В очерке о жертвоприношении М. замечает: «Чтобы сакральное продолжало существовать, необходимо его пополнять, что делается за счет доли профанов». Жертва, таким образом, это посредник между профанным и сакральным мирами, сближающий их как стороны единого бытия, но и разделяющий в силу их качественного неравенства. Ее «разрушение» в ходе ритуала жертвоприношения является коммуникативным актом, выполнением договора с сакральными существами, «обменом услугами» по взаимным обязательствам людей и божеств. Освященный жертвоприношением элемент социальной реальности получает безусловную легитимность. М. подчеркивал, что предметы сакрализации не идентичны, равно как нетождественны формы и способы обращения к сакральному. Он предложил различать в качестве таких наиболее общих способов религию и магию. То и другое, поскольку люди в них верят и используют в своих нуждах, являются социальными фактами. Но магическая практика и религиозный обряд не совпадают по операциональной направленности. Для магии предмет всегда конкретен, от ее применения ожидается осязаемый результат. Магическая операция действенна сама но себе, главное - правильно ее осуществить. Тогда приводится в движение универсальная всепроникающая могущественная сила (мана) и желаемый эффект будет достигнут. Религия же обращена к абстрактным сакральным сущностям и исполнена одним только упованием на их возможное вмешательство и помощь. Однако М. не настаивал на полной несовместимости религии и магии. Религия в узком смысле, основанная исключительно на вере в сверхъестественное, преодолевает магизм и свободна от него. Но чаще распространена религия в широком смысле, как система коллективных представлений и обрядов, имеющих отношение к сакральному. Многообразие сакрального допускает присутствие в такой религии и элементов магии. Концептуализация высказанных положений содержалась в совместной работе М. и Дюркгейма «О некоторых примитивных формах классификации » (1903), где обосновывалась изначальная (со времен первобытности) связь основных категорий мышления и верований с содержанием социальных отношений. Развернутым изложением взглядов М. должна была стать так и не защищенная им докторская диссертация, посвященная анализу социальной природы и функций молитвы (1904). М. рассматривал молитву как ритуальное словесное обращение верующих к трансцендентному сакральному существу. Другие религиозные словесные действия - благословение, клятва, обет и пр. - не являются молитвой, так же как и иные речевые акты в процессе культа религиозного (крик, плач, смех). Все эти действия, кроме молитвы, производят изменение профанных состояний. Молитва адресована непосредственно сакральному. В ней происходит слияние индивидуального субъекта с объективированной социальностью, предстающей в образе высших сил. Чувственно-эмоциональная насыщенность и интимность молитвы не противоречат ее социальному характеру - она всегда передает настроения, вызванные общественным бытием человека. В структуре ритуала религиозного молитва является обязательным элементом, она исключает спонтанность и произносится в строго установленном порядке. Наиболее известным трудом М. стал «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925). В этой работе М. на большом историко-культурном материале рассматривает феномен обмена дарами как универсальную форму духовно-социальных отношений в обществе, где отсутствует товарно-денежная система хозяйства. Как показал М., дарение является формально добровольным, но в реальности обязательным взаимоотношением между людьми. Столь же обязательным является и возмещение дара. Нарушение этого порядка влечет за собой наказывающие санкции. Чтобы понять смысл обмена дарами требуется подойти к его исследованию как к «тотальному социальному событию» («fait social total»), возникающему из одновременного действия экономических факторов, правовых установлений, религиозных верований. Дарение оказывается универсальной практикой, основанной на «спиритуальных механизмах» магического взаимоотношения дарителя и получателя дара. Магизм заключается в непрекращающейся связи дара с его дарителем, поэтому в процессе дарения никогда не происходит полного отделения дара и получатель становится как бы сопричастен дарителю. Принятие магически воспринимаемого предмета обязывает получателя совершить возвратное действие, вернуть дар или обменять его на предмет, неразрывно связанный с ним самим. Невозможность возвращения или обмена дара свидетельствует об утрате получателем магических способностей и потере им своего достоинства, авторитета, социального статуса. Отказ от дара или его невозвращение означают разрыв отношений. За внешней щедростью и бескорыстием дара стоит расчет на обязательную равноценную компенсацию. Таким образом, посредством обмена дарами вырабатываются социальные связи, обеспечивающие общественную сплоченность. М. выделил три обязательных стадии в исследуемом процессе - дарение (акт, необходимый для установления и поддержания социальных связей), принятие дара или отказ от него (акты, выражающие отношение получателя к дарителю), возмещающее дарение (акт признания дарителя). В обществах с товарной экономикой, где господствует частная собственность, неотчуждаемость и взаимообразность дара утрачиваются, им на смену приходит полное отчуждение предметов или прав в пользу нового собственника. Концепция М. встретила как одобрительное, так и критическое отношение, особенно среди социальных антропологов. Под сомнение ставилось, в частности, отрицание М. «свободного дара», не влекущего взаимных обязательств, - в качестве контраргумента приводились примеры анонимных добровольных пожертвований, донорства, дружеских подарков и т. п. Обязанности социального взаимодействия также не связаны с обменом дарами - они могут возникать из должностных требований, из желания поддержать репутацию, из житейских соображений. Тем не менее и в современном обществе компенсационный обмен дарами, хотя бы и в скрытой форме, сохраняет определенное значение (нелегальный товарообмен, взятка). М. сам не проводил полевых исследований, но ему была присуща скрупулезность в работе с этнографическими и другими источниками, стремление понять изучаемые социальные явления «из них самих». Отсюда его внимание к элементарным формам, в том числе - религиозной жизни. Не игнорировал он и текущую религиозную ситуацию, настаивая на развертывании эмпирической социологии религии («Деления и пропорции делений социологии », 1927). Теоретические воззрения М. нашли поддержку и развитие у многих авторитетных представителей социологии, социальной и культурной антропологии (Кайуа, Леви-Строс, Рэдклифф-Браун и др.).

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
535.26 кб

Практическая идея магии в «Пантеизме маны» Марселя Мосса

Яцуценко Юлия Викторовна
В данной статье собраны теоретические модели определения магии как самобытного социального явления. При этом ключом в дефинитивной работе выступает различение магии и религии. Через многогранник определений (К. Леви-Стросс, Ж.
Читать PDF
183.28 кб

Категории «Техника» и «Технология» в культурной антропологии Марселя Мосса

Никифорова Наталия Владимировна
Рассматриваются понятия «техника» и «технология» как релевантные категории культурной антропологии М. Мосса. Сделаны выводы о том, что введенные М.