МОТИВ
Источник: Методологический словарь для управленцев
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
Источник: Социология. Словарь.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Существуют также иные, более глубокие, формулировки термина:
1. Мотивом называют побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность. В этом случае часто говорят о личностной мотивации.
2. Мотив – материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленной деятельности индивида.
3. Под мотивом понимают осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности.
Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности, её исторического и онтогенетического развития.
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Д.М. Булынко
Источник: Социология: энциклопедия
В отечественной психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения человеческой деятельности и сознания. В М. конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой М., но в свою очередь изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Еще более ярко роль М. в трансформации человеческих потребностей проявляется при возникновении М., не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе М. противостоит как теориям, ставящим человеческие М. в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу М. человека, а, наоборот, развитие М. человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Мотивация, процесс побуждения человека к совершенствованию тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется тем, что далеко не всегда реальные М. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия. От М. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными М. или же сознательно маскировать их. Изучение мотивационной сферы составляет центральную проблему психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.
Лит.: Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969; Леонтьев А. И. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971; Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.
М. следует отличать от стимулов — внешних побуждений к деятельности. Стимул трансформируется в М., если он становится субъективно значимым. М. как осознанное внутреннее побуждение формируется в том случае, когда есть неудовлетворенная потребность, наличествует благо, способное ее удовлетворить, и, согласно теории рационального выбора (Дж. Коулмен, Дж. Хомане), наиболее экономичный вид деятельности для присвоения этого блага, а также когда цена (затраты усилий и ресурсов) приемлема для субъекта. Включая в себя все виды издержек (физио-логич., экономич., психологич., нравственных, эстетич. и др.), цена является тем культурным критерием, который определяет соответствие средств достижения цели соц. ценностям, нормам, традициям и стереотипам поведения, усвоенным субъектом деятельности.
Основанием классификации М. могут быть интересы, на реализацию которых они направлены, виды деятельности, необходимые для получения благ, характер самих благ. В соответствии с последним критерием М. обычно делят на две большие группы.
Биологич. (или физиологич.) — те, которые связаны с врожденными и универсальными потребностями человека (в питании, сохранении тепла своего тела, продолжении рода, избежании боли и опасностей и т. п.). Их удовлетворение необходимо для сохранения жизнедеятельности человека.
Социальные — базируются на психологич. и соц. потребностях (на причастности к группам и сообществам, общении, поддержке со стороны «своих» групп и общностей, потребности в самоутверждении и самореализации). Эти потребности могут быть удовлетворены только (прямо или косвенно) при участии других людей.
В зависимости оттого, как оценивается исследователями влияние М. на деятельность, в частности на трудовую, различают несколько теорий мотивации труда.
См. также: Теория мотивации труда Ф.Херцберга, Теория потребностей А.Маслоу, «Человек и его работа».
Лит.: Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Маслоу А. Г\ Мотивация и личность. — СПб.: «Евразия», 2001; Херцберг Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная мотивация//Социологические исследования. 1995. № 1.
И. Ф. Беляева
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Изучением проблемы мотивации занимались также представители бихевиоризма и психоанализа. Бихевиористы понимают под мотивом действие любых стимулов, как внешних, так и внутренних, способных вызвать или активизировать поведение. В психоанализе роль мотива приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах (3. Фрейд и др.). Известным вкладом в развитие учения о мотиве была разработка идей о субъективно-объективной природе мотива (в частности, понятия о «побудительной силе» вещей К. Левина), о независимости мотива человека от элементарных биологических потребностей (Г. Оллпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен).
В советской психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием структуры человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В мотиве конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой мотив, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способы их удовлетворения. Еще более ярко роль мотива в формировании человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, не имеющих аналогов у животных и впервые возникающих лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе мотива противостоит как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу мотивов человека, а, наоборот, развитие мотива человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.
Первичная форма существования мотива – вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. Впоследствии мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей («мотивы-цели»). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим, а другие – подчиненными, иногда выполняющими лишь функции дополнительной стимуляции (например, собственно мотив труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих мотивов состоит в том, что кроме функции побуждения и направления деятельности они придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный личностный смысл. Например, труд в коммунистическом обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистического производства, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.
Мотивы могут находиться в различных отношениях между собой и различными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действий; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побуждающие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.
Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотива – в выделении главных жизненных мотивов личности. При этом мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным мотивам, так что при определенных условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
М. человека неразрывно связаны с его потребностями, порождены ими. Карл Маркс определял природу человека через его потребности, со стороны сил (предметов, влечений), побуждающих его к действию. Он делили потребности на естественные, присущие человеку как биологическому организму (потребности в еде, жилище и др.), и потребности, которые отличают человека от животного и возникают в процессе общественно-исторического развития: это социальные потребности (потребности в общении), интеллектуальные (потребности в знаниях, в образовании). Естественные потребности Маркс называл также “первичными”, они являются как бы исходными по отношению к “вторичным” (социальным и интеллектуальным).
Каждой общественно-исторической формации соответствует свой определенный сплав потребностей (“первичных” и “вторичных”). Таким образом, категория потребностей обладает конкретноисторическим содержанием. В процессе предметно-исторической деятельности человек поднялся от удовлетворения своих “первичных” потребностей к формированию широкой интеграционной сферы потребностей.
В процессе жизнедеятельности индивида потребности и М. его деятельности оказываются непосредственно связанными. Важнейшим моментом формирования М. и поведения человека является переход от осознания потребности человеком к формированию его М. Осознание потребности, сопоставление возможностей реального удовлетворения потребностей в условиях конкретной действительности и желаемого их осуществления — один из этапов формирования мотивации. В процессе этого этапа принимается решение осуществить определенные действия, т.е. вырабатывается М. этого действия. При формировании мотивации человек осознает и сопоставляет субъективную и объективную стороны потребности и действия по ее удовлетворению.
К субъективной стороне потребностей относятся: 1) данная конкретная потребность; 2) внутренняя система потребностей, уровень ее развития и состояния в данный момент, субъективные ориентации на ценности общества, которые усиливают или ослабляют импульсы к действию; 3) субъективные средства человеческого ресурса — возможности, способности для удовлетворения потребностей; 4) субъективная ценность — значимость удовлетворения потребности и усилия, необходимые для ее удовлетворения.
К объективной стороне потребностей относятся: 1) предмет потребностей (например, получение знаний в вузе); 2) объективная среда (например, вуз) — ситуация удовлетворения потребностей, благоприятствующая или неблагоприятствующая удовлетворению потребностей; 3) объективные пути — средства, возможности удовлетворения потребности (например, занятия в вузе); 4) объективная ценность — значимость удовлетворения потребностей и усилия, необходимые для ее удовлетворения (например, важность получения диплома в вузе и хорошая учеба в нем).
В процессе мотивации происходит осознание потребности и сопоставление субъективной и объективной сторон потребностей. Актуальная потребность, возникающая в конкретной ситуации, соотносится с ценностными ориентациями и корректируется.
Ценностные ориентации — ориентации человека относительно ценностей: 1) духовных (вечных) — таких, как добро, честность, уважение к старости, милосердие к слабым и др.; 2) принятых в обществе, в котором живет человек, — таких как патриотизм и интернационализм.
Схему формирования М. индивида можно представить следующим образом: потребность → ценностная ориентация → М. Из этой схемы понятно, почему люди, имеющие одинаковые потребности, идут к ним разными путями, имеют разную мотивацию для достижения цели. Ответ таков: у них разные ценностные ориентации. Одни люди (честные) много работают для достижения цели. Другие идут обходными (нечестными) путями.
Многочисленные исследования в области мотивации трудовой деятельности, на основе которых разрабатываются практические рекомендации, базируются на теории Абрахама Маслоу об иерархии потребностей. Основные ее положения сводятся к следующему.
Потребности индивида варьируются от низших физиологических потребностей до высших потребностей в самореализации.
Как только низшие потребности удовлетворяются, приходят в действие высшие. В случае неудачи в удовлетворении потребностей индивид концентрируется на следующей, более низкой потребности в иерархии.
Выделяются следующие уровни потребностей, которым соответствуют уровни мотивации:
1) физиологические — определяются основными требованиями в еде, отдыхе, физическом состоянии человека, жилье и т.д.; физиологический уровень потребностей удовлетворяется посредством денег, которые человек получает на работе;
2) потребности безопасности — связаны в предохранением против опасности, угрозы, лишений. Люди стараются предохранить свои интересы от действий, которые несут угрозу им, их работе, семье;
3) потребности в любви и принадлежности. Когда физиологические потребности удовлетворены и человек не чувствует больше угрозы его физическому благополучию, важной основой для его мотивации становятся его социальные потребности. Это потребности индивида в любви к кому-то: семье, товарищам и др., а также потребность, чтобы его любили те, кого он любит, а также потребность в принадлежности к определенным группам: к семье, к трудовому коллективу, друзьям;
4) потребности уважения или эгоистические потребности. К ним относятся потребности двух типов: а) индивидуального самоуважения (самоуверенность, независимость, достижение, компенсация). М. достижения является одним из главных М. Индивиды различаются по потребностям в достижении. Здесь выделяются такие моменты: как много усилий будет тратить индивид, соревнуясь с другими людьми, как упорно он будет стремиться достичь завершения поставленной задачи. М. достижения, различаясь по силе от личности к личности, имеет тенденцию быть постоянным у индивида и составляет интегральную часть его личности; б) потребности, связанные с индивидуальным признанием (статус, признание, оценка, уважение сослуживцев);
5) потребности самоактуализации — занимают высшую позицию в теории Маслоу. Сюда относятся потребности в достижении тех потенций, на которые способен человек, потребности в саморазвитии, в творчестве в широком смысле слова.
Итак, высшим М. деятельности человека является стремление выразить себя, утвердить себя как творческую личность, как человека с большой буквы, каким бы трудом он ни занимался.
Т.З. Козлова
Лит.: Маркс К. Начало “Главы о капитале” (Из рукописей К. Маркса 1857–58 годов) // Вопросы философии. 1965. № 8. С. 133; Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. 3-е изд. М.: Питер, 2014; Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е изд. М.: ЦСП и М, 2013.