комплекс мотивов, структурный элемент мотивации поведения, определяющий отношение человека к той или иной ситуации и регулирующий выбор из числа возможных вариантов поведения. Термин используется в эмпирических исследованиях как инструментальный.
Мотиваторами могут быть значимые для субъекта условия и обстоятельства соц. и предметного окружения {стимулы), устойчивые потребности, интересы и нравственные предпочтения личности — ценности, убеждения, а также функциональные ее состояния (настроение подъема или депрессии и т. п.). В М. все эти компоненты представляются некоторыми комплексами.
Так, в качестве М. трудового поведения может выступать комплекс «ориентация на успех», включая возможности проявления инициативы, приобретения своим трудом уважения окружающих, служебного или проф. продвижения и т. п.
Другими примерами М. могут служить: ориентация на произв. и психологич. комфорт (благоприятные санитарно-гигиени-ческие условия труда, дружеские взаимоотношения с коллегами, доброжелательность руководителя); ориентация на проявление патерналистских форм защиты (готовность работодателя «пойти навстречу» работнику в смягчении режима работы, оказание материальной помощи в трудной ситуации) и т. п. Возможны и негативные М.: отношение к работодателю или к окружающей соц. среде как к враждебной силе; ориентация на уравнительную оплату труда и т. д.
В определенном смысле М. может рассматриваться как элемент иерархич. структуры побуждений индивида к деятельности.
В процессе управления деятельностью достаточно больших групп людей учет руководителем различных мотивов отношения в работе крайне затруднителен в силу их разнообразия. Методическое укрупнение мотивов до уровня мотивационных блоков позволяет повысить эффективность управления.
380.84 кб
Профессиональный опыт как персональный мотиватор разработки и критической оценки образовательного пр
Статья посвящена проблеме влияния личного профессионального опыта, востребованного в ситуации проведения реформ, на оценку ранее сложившейся системы профессионального образования.