motor skills, development of), развитие координации и способности ребенка выполнять сложные движения и манипулировать окружающими предметами. Большая часть М.н. человека формируется по мере его развития без внеш. обучения и побуждения. Напр., ребенок обычно сидит и берет предметы к 6 мес., ползает к 9 и ходит к 18 мес. жизни. Овладение др. навыками требует внеш. руководства и побуждения, хотя в приобретении ребенком практич. и социальных навыков важны также имитационные игры. В рамках теории социального научения проводилось исследование роли демонстрации и имитации в обучении М.н., однако мы до сих пор не знаем, как дети и взрослые воспроизводят наблюдаемые движения. Для приобретения М.н. ребенок должен (а) понять типичное действие предметов в окружающем мире, напр., траекторию полета мяча или волана, (б) научиться управлять движениями собственных мускулов и (в) быть способным координировать то и др. Достаточно хорошее управление движениями невозможно до 4-летнего возраста, т.е. до опред. созревания клеток мозга.