МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Мультикультурализм
образовательная программа, признающая культурную разнородность Соединенных Штатов и содействующая уравниванию всех культурных традиций.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Мультикультурализм
это идеология, политика и дискурс, утверждающие правомерность и ценность культурного плюрализма, уместность и значимость многообразия и разноликости культурных форм (например, этнических и расовых). В контексте мультикультурализма непохожесть и отличительность перестают рассматриваться как «чуждое», становясь просто «другим». Утверждается в 1970-х гг.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
multiculturalism) — признание культурного плюрализма и содействие ему. В противовес тенденции в современных обществах к культурному объединению и универсализации, мультикультурализм прославляет, а также стремится защищать культурное разнообразие (например, языки меньшинств), одновременно сосредоточиваясь на часто неравных отношениях меньшинства к главенствующим культурам. После десятилетий преследования аспекты местных или иммигрантских культур теперь получают некоторую поддержку со стороны мирового общественного мнения и международного сообщества (например, Организации Объединенных Наций). См. также Плюралистское общество.

Источник: Большой толковый социологический словарь

мультикультурализм
multiculturalism лат. multi- ‘много’ + cultura. - 1. Политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране культурных различий, и теория или идеология, обосновывающая такую политику. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. Мультикультурализм возник в 70-е годы XX в. в Канаде. 2. Идея равенства в одной стране этнических, религиозных и расовых общин. Сохранение национальных культурных традиций в условиях глобализации и доминирующего положения западной монокультуры, которая способствует гомогенизации всемирных вкусов. Поддерживается противниками культурного колониализма. Культурные различия в обществе, организованном в форме государства, не только не исчезают или сглаживаются, но, напротив, проявляют явные тенденции к нарастанию. Ср. интеркультурализм. См. культурное разнообразие.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

мультикультурализм
наличие и признание культурного плюра лизма, который в ряде случаев имеет глубокие исторические корни (образование США), но в современном мире его развитие происходит главным образом под влиянием глобализации и находит выражение в обострении проблемы толерантности к иным культурам и вместе с тем становлении полипарадигмального характера социологического знания, в частности, легитимации социологического постмодернизма. М. в социологии способствовал стиранию жестких границ между научными дисциплинами и образованию нелинейной метапарадигмы постмодерна. - Литература: Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2007; Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем. М., 2004; Jameson, F. Postmodernism or the Cultural Logic of Capitalism. L.: Verso, 1991; Featherstone, M. Consumer Culture and Postmodernism. L.: Sage, 2007.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Мультикультурализм
(от лат. multus – многочисленный). Мультикультуралізм. Multiculturalism. Модель эволюции культуры, согласно которой существует множество линий ее развития, поэтому закономерности исторических изменений следует изучать путем анализа многих культур, а не только так называемой “единой культуры человечества”. М. практически означает отсутствие культуры как системы универсальных норм. Различие культур говорит о том, что они развиваются не по единой прогрессирующей линии, а по разным направлениям, включая и деградацию. Такая позиция предполагает плюрализм культур и действия, направленные на его поддержку. Идея М. со временем обрела значение одного из аспектов культурной политики как составной части влияния, направленного на социальную дефрагментацию путем подчеркивания особых интересов меньшинств, их языка, акцентирования внимания на неравноправности культуры меньшинств, их языка в отношении к доминирующей культуре и придания им равного с доминирующей культурой статуса.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
MULTICULTURALISM) В течение последних пятидесяти лет Британия, как и другие развитые западные общества, наблюдала значительную иммиграцию из других стран. Культурные традиции, которые привозят с собой иммигранты, часто отличаются от местных: например, переехавшие в Британию пакистанцы в основном являются мусульманами и придерживаются совсем других взглядов на семью и роль женщины по сравнению с местным населением или другими иммигрантами, например, выходцами из стран Карибского бассейна. Первоначально предполагалось, что иммигранты ассимилируются в местной культуре (возможно, во втором поколении), утратив характерную для них идентичность, и что такой процесс интеграции окажется благотворным. Однако этого не произошло, и интеграционистские идеалы уступили место торжеству культурного разнообразия. В свою очередь, единая национальная идентичность подрывается требованиями особой культурной идентичности со стороны коренных народов. Шотландцы и валлийцы в Британии, маори в Новой Зеландии, индейцы в США, другие группы по всему миру требуют правового, политического и морального признания своих языковых, этнических, религиозных и культурных особенностей. Такой мультикультурализм еще более усиливается в процессе глобализации. Сочетание повсеместной торговли товарами из разных стран, развития международного туризма и влияния глобальных средств массовой коммуникации ведет к разнообразию источников культурного влияния в любом современном обществе. См. также: Миграция; Национализм; Нация-государство; Этническая группа. Лит.: Friedman (1994)

Источник: Социологический словарь

Мультикультурализм
определяется как одна из форм либеральной идеологии, посредством которой полиэтниэтнические и культурно плюральные национальные общества реализуют в границах своих национальных государств стратегии социальной интеграции, гражданского согласия и стабильности на основе принципов равноправного сосуществования различных форм культурной жизни. Как новое направление социальной теории возникает в 1960–1970 гг. на фоне массовых социальных движений (студенческое движение, движение негритянского населения в США, радикальное феминистское движение, антидискриминационные выступления этнических и культурных меньшинств и др.), затронувших в той или иной мере практически все страны Западной Европы, США, Австралию и Канаду. Именно в период национального меньшинства, вы ступающие против политики «плавильного котла» не только в США, но и в других странах, впервые стали рассматриваться политиками, и учены ми как этнические, культурно аутентичные, отличающиеся от культуры национального большинства, а также как имеющие право на сохранение и воспроизводство собственной культурной традиции. Осознание меньшинствами своей культурной и этнической специфики в контексте социальной дискриминации, ассимиляционного давления «культуры большинства» явилось важным условием признания этнокультурной плюральности современных национальных обществ, а также появления концепции м. Вторым важным условием развития м. явилось теоретическое обсуждение основных его постулатов в социальной теории и социальной философии в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Специфика этого эта па формирования м. теории состояла в том, что одновременно с возникновением «черных сообществ» в США в середине 1960х гг., мощного негритянского движения, выдвинувшего свои культурные и социально правовые требования под лозунгом «черное прекрасно», происходило активное формирование франкоканадского культурного сообщества в провинции Квебек.
В отличие от сообществ негритянского, азиатского или латиноамериканского происхождения в странах классической им миграции, являвшихся чуждыми и европейскому сознанию и европейской социальной теории, случай Квебека стал отправным моментом возникновения социальных теорий м. применительно к национальным обществам и государствам европейцев. В США, Австралии, население которых формировалось, также как и в Канаде, в основном за счет иммиграции, признание культурной плюральности национальных обществ означало одновременно изменение базовых принципов национальной идеологии, которые стали развиваться в направлении — от ассимиляции, дискриминации, ущемления прав этнических, культурных, социальных меньшинств в сторону признания нормативной модели своего общества как общества м., признающего и поддерживающего разнообразие культурных форм жизни. В 1980е гг. идеи м. получают развитие в западноевропейских социальных науках. Обсуждение европейских вариантов м. велось в рамках теорий постколониализма и теорий миграции, своеобразное лидерство в разработке которых принадлежало Великобритании. Их сущность состоит в том, что культурная и этническая плюрализация европейских обществ обусловлена не иммиграцией европейцев в Англию — последние довольно быстро интегрируются в ее культуру и общество, а с иммиграцией в эту страну цветных граждан бывшей британской империи, которые, имея ярко выраженные расовые, этнические отличия, особые культурные практики, фактически создавали параллельные национальной культуре большинства свои культурные миры в границах принимающего государства.
К началу 1990х гг. этническая и культурная плюральность западноевропейских обществ, еще более возросшая в ходе глобализации, явилась в западноевропейских государствах важным основанием новой концепции м., в которой политические и культурные традиции послед них десятилетий ХХ в. подверглись существенным трансформациям. Европейская нация уже не воспринималась, как это имело еще два десятилетия назад, как величина неизменная, а м. становится выражением культурного и этнического многообразия национального общества, претендует на некую универсальность в трактовке современного общества и указывает на такое соотношение национального государства и его национальной культуры, когда в его границах государства параллельно с культурой национального общества появляются и развиваются новые культуры этнических и национальных меньшинств. Именно поэтому м. воспринимается как признание их развития и самосохранения в пределах принимающих национальных культур. Известные в настоящее время концепции м. базируются на следующих основополагающих принципах: признания этнических и культурных особенностей группы или индивида, свободы этнокультурного самовыражения, религиозных убеждений в кон тексте культуры принимающего общества или доминирующей этничности и культуры; равноправия, предполагающего равенство перед законом и равный доступ к материальным, властным и прочим социально значимым ресурсам; не дискриминации на групповом и личностном уровнях по этническим, религиозным, культурным и прочим признакам; свободы этнокультурного самовыражения на индивидуальном и групповом уровнях в публичном пространстве; толерантности, предполагающей терпи мое, конструктивное отношение к «иному”» в границах устоявшихся, привычных культурных форм родного общества.
Существуют три аспекта понимания м.: 1) демографический или дескриптивный (описательный), сущность которого состоит в описании изменений демографических и этнокультурных параметров национальных обществ, происходящих как вследствие внутренних, так и внешних причин; 2) политический уровень, или специальная государственная социальная политика, предусматривающая обеспечение равных прав всем гражданам национального государства независимо от их расовой, культурной, этнической и религиозной принадлежности; 3) идеологический уровень м. имеет своей целью формирование долговременных программ идеологической работы с населением национального государства. Как важный компонент национальной идеологии, м. предполагает создание принципиальных моделей межэтнического и межкультурного взаимодействия в границах полиэтнического общества, которые обеспечивали бы при соответствующей правовой и моральной поддержке государства сохранение и развитие национального общества в варианте конструктивного сотрудничества. Основными направлениями развития м. являются: «теоретический м.» как форма научной концептуализации процессов культурной (а также этно культурной) плюрализации и динамики изменения культурного облика западноевропейский национальных обществ; критикоэмансипаторный м. представляет собою научное направление, занимающееся анализом реальных ситуаций культурного многообразия, межкультурного взаимодействия и толерантного сосуществования различных групп населения на локальном уровне, связанных с этим социальных проблем; педагогический, занимающейся вопросами межкультурного обучения; литературный, представляющий анализ литературных текстов, в которых культурное взаимодействие, принятие иной культуры как своей, своеобразное сплавление культурных форм рассматривается как движение в направлении культуры нового качества; партикулярный или этнический, рассматривающий этническую группу как самодостаточную, покоящуюся на себе самой социальную общность. Сохранение усилиями национальных государств партикулярных характеристик таких групп должно сопровождаться не их постепенной интеграцией в принимающее общество, а, напротив, инкорпорированием в их культуру, социальную и правовую практику универсальных ценностей: прав человека, свободы самовыражения, при знания этнических групп иммигрантов (в качестве субъектов права) частью национального общества. Конечной целью нормализации отношений между большинством и меньшинствами государственными мерами является «выравнивание степеней риска» взаимодействующих групп населения, которое завершается, в конечном счете, структурной интеграцией и ассимиляцией меньшинства.
При этом нейтральность государства всегда относительна. На пример, в США многие этнические и культурные группы находятся на грани риска, что связано не только с историей и их численностью, но также и с их отношением к властным ресурсам и материальному благо состоянию. В соответствии с этим одно из их требований к власти заключается в выравнивании «степеней риска» для большинства и меньшинства. Принцип обеспечения социального равенства, паритетности меньшинств и большинства населения в границах национального государства позволяет определять м. как «политику признания». По существу, речь идет о таком типе отношений между меньшинствами и национальным большинством, при котором они стремятся на паритетных основаниях сохранять свои культуры и идентичности. Др социол. наук А. И. Куропятник.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.38 кб

Мультикультурализм региона: проблемы взаимодействия миграционных этнических общин и государства

Мокин Константин Сергеевич
Читать PDF
201.27 кб

Ассимиляция или мультикультурализм опыт зарубежных стран по интеграции иммигрантов

Бубликов Василий Валерьевич
Рассматривается актуальная проблема интеграции иммигрантов с позиции двух наиболее распространённых в практике зарубежных государств концепций: ассимиляции и мультикультурализма.
Читать PDF
136.28 кб

Мультикультурализм и политический дискурс глобализации

Мартыненко Сергей Владимирович
В статье анализируются актуальные проблемы современности, связанные с реализацией политики мультикультурализма, подвергаются критике различные точки зрения на место этого феномена в политической жизни.
Читать PDF
353.78 кб

Мультикультурализм: возможности и действительность

Ерохина Ю. А.
Читать PDF
409.05 кб

Мультикультурализм: интеграция или раскол?

Русских Людмила Викторовна
Статья посвящена проблемам мультикультурализма, анализу его сильных и слабых сторон, а также специфике этого явления в России.
Читать PDF
282.72 кб

Мультикультурализм и национальная идентичность в контексте современности

Попов Алексей Владимирович
Культурная политика стран Западной Европы, базирующаяся на концепции мультикультурализма, продемонстрировала свою неэффективность. Основной проблемой стала ассимиляция мигрантов, возникновение этнических и религиозных анклавов.
Читать PDF
355.61 кб

Мультикультурализм вчера, сегодня и завтра: социокультурный анализ и прогноз

Осташкин Валерий Николаевич
Рассмотрена проблема мультикультурализма через призму развития межкультурных отношений в различные исторические периоды как комплекса разнообразных процессов, в ходе которых раскрываются многие социокультурные феномены в рамках ед
Читать PDF
257.99 кб

Меньшинства, ассимиляция и мультикультурализм: опыт России и США

Низамова Лилия Равильевна
Вопросы сохранения культурного плюрализма и ассимиляции меньшинств рассматриваются сквозь призму сопоставительного анализа современных российских и американских практик.
Читать PDF
33.88 кб

Мультикультурализм и этническая идентичность

Кузина Светлана Ивановна
В статье рассматриваются проблемы поиска этнической идентичности в условиях кризиса идеологии мультикультурализма в Европе.
Читать PDF
0.00 байт

Мультикультурализм: глобальные вызовы и локальные ответы

Сударкина Харитина Владимировна
В статье рассматриваются вопросы политики мультикультурализма в контексте современного глобализирующегося мира.
Читать PDF
0.00 байт

Французская модель интеграции иммигрантов и мультикультурализм

Новоженова Ирина Сергеевна
В статье дается сравнительный анализ французской модели интеграции иммигрантов и мультикультурных моделей, применяемых в ряде стран Западной Европы; выявляются элементы мультикультурализма в законодательстве Франции и в ее интегра
Читать PDF
0.00 байт

Мультикультурализм в испанской политии: дискуссия и линии размежевания

Хенкин Сергей Маркович
В статье освещаются дебаты, развертывающиеся в испанском обществе по проблемам мультикультурализма: аргументация его сторонников и противников, различия в подходах ведущих партий, размежевание в общественном сознании.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозностьи мультикультурализм в контексте социальной саморепрезентации региона (на примере респу

Богатова О. А.
АННОТАЦИЯПредметом данной статьи являются социальные функции постсоветской религиозности в аспекте её использования для придания узнаваемого облика региону в общем контексте «политики идентичности» типичного «православного» регион
Читать PDF
0.00 байт

Мультикультурализм и культурная глобализация в шведском и якутском вариантах (опыт компаративного ис

Подойницына Ирина Ивановна
Представлены результаты компаративного социологического исследования, проведенного автором в г. Стокгольме, столице Швеции, и в г. Якутске, столице Республики Саха (Якутия), Россия, в августе 2013 г.
Читать PDF
0.00 байт

Мультикультурализм в странах Западной Европы: причины неудачи

Пинаев Павел Васильевич, Яцкевич Юлия Юрьевна
В статье анализируются истоки и современное содержание политики мультикультурализма, реализуемой в западноевропейских странах. Акцентируется внимание на смысловых различиях терминов «мультикультурализм» и «мультикультурность».