МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Найдено 1 определение
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
система учета и статистики на местном (муниципальном) уровне. М.с. изучает массовые экономические, социальные, демографические, экологические явления, происходящие на терр. и охватывает статистическим наблюдением меньшие по размеру терр. Объект М.с. определяется не только терр., но и хоз. границами.
Гл. цель становления и развития М.с. – обеспечение органов местного управления информацией, необходимой для изучения социальноэкономических явлений, происходящих на муниципальной терр., анализа состояния и развития муниципального хоз-ва, принятия эффективных решений и осуществления управления муниципальным образованием.
Осн. задачи М.с.: исследование происходящих на муниципальной терр. экономических, социальных, духовных, экологических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития; обеспечение муниципальных органов управления оперативной статистической информацией для осуществления управления муниципальной терр.; обеспечение статистической информацией, необходимой для управления муниципальным хоз-вом, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, формирования и исполнения местного бюджета; обеспечение необходимой статистической информацией при разработке муниципальных программ; осуществление наблюдения за ходом выполнения муниципальных программ; информирование нас. обо всем комплексе социально-экономических явлений, происходящих на муниципальной терр.
Центральное звено содержания М.с. – разработка соответствующих статистических показателей. Система показателей М. с. разрабатывается с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического изучения и задач, которые ставит практика управления муниципальной терр., на основе общих принципов построения систем статистических показателей. Осн. принципы построения системы показателей М.с.: соответствие общей методологии и принципам построения статистических показателей, используемых отечественной статистикой; обеспечение единства методологии построения основных сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями в системе гос. централизованной статистики; удовлетворение потребностей местных органов самоуправления в качественной оперативной информации, отражающей осн. социально-экономические явления и процессы, происходящие на муниципальной терр.; соответствие содержания и состава системы показателей – предметом ведения местного самоуправления – особенностям муниципального образования, положению муниципальной терр. в иерархии терр. структуры.
Формирование показателей М.с. имеет одну особенность, так как она основана на статистических примерах малых областей изучения. Это означает, что описание (представление информации пользователю) того или иного феномена имеет серьезные ограничения, которые связаны с необходимостью обеспечения конфиденциальности полученных от респондента в ходе статистического наблюдения сведений. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 окт. 2003 устанавливает общие правовые, терр., организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, устанавливает гос. гарантии его осуществления.
Закон связывает задачу сбора статистических показателей на муниципальном уровне не только с осуществлением прямо обозначенных в законе функций (полномочий) по вопросам местного значения значения: «организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам гос. власти в порядке, установленном Правительством РФ», но и с принятием и организацией выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, что предусмотрено ст. 17 данного Закона («Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения»), где отмечено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных р-нов и гор. округов обладают полномочиями в части принятия и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Для анализа планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования органам местного самоуправления необходим развернутый перечень статистических показателей. Однако следует отметить, что вопрос организации сбора статистических показателей по муниципальным образованиям сопряжен с налаживанием оптимального информационного взаимодействия между гос. органами и органами местного самоуправления, не нарушая при этом действующие законодательные акты. Действующая нормативная правовая база позволяет органам местного самоуправления самостоятельно реализовать предоставленные им полномочия не только указанной выше ст. 17 федерального закона, но и ст. 7 («Муниципальные правовые акты»), в соответствии с которой органы местного самоуправления имеют право принимать муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на всей терр. муниципального образования.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ официальный статистический учет отнесен к исключительному ведению РФ и осуществляется на федеральном уровне. Органы местного самоуправления являются респондентами гос. статистики и на них распространяются общие требования законопроекта, относящиеся к респондентам, в т.ч. обязанность представления министерствам и ведомствам – субъектам официального статистического учета – первичных статистических и адм. данных, полученных органами местного самоуправления, необходимых для формирования официальной статистической информации.
Принятие в 2003 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» означает переход к полномасштабной реализации конституционного принципа народовластия, по-настоящему демократическому взаимодействию граждан и местных органов власти, к качественно новым функциям и задачам местных органов власти и отношениям между ними и органами гос. власти. Пост. Правительства РФ от 11 нояб. 2006 № 670 утверждены «Правила предоставления органами местного самоуправления органам гос. власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования».
В соответствии с утвержденными Правилами органы местного самоуправления предоставляют статистические показатели по формам федерального статистического наблюдения, утверждаемым Федеральной службой гос. статистики (Росстатом) по согласованию с Минрегионом России, МинэкономразвитияРоссии, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Формы федерального статистического наблюдения содержат статистические показатели, адреса, а также периодичность, сроки и способы их предоставления и заполняются в соответствии с инструкциями, утверждаемыми Росстатом. При заполнении форм федерального статистического наблюдения обязательно осуществление идентификации муниципальных образований по кодам Общероссийского классификатора терр. муниципальных образований (ОКТМО).
Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность как за непредставление статистической информации по формам федерального гос. статистического наблюдения, так и за предоставление недостоверной статистической информации в соответствии с законодательством РФ. Росстат в установленном законодательством РФ порядке обеспечивает защиту информации, имеющей конфиденциальный характер, полученной от органов местного самоуправления.
В федеральном плане статистических работ (ФПСР), утвержденном распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 671-р, предусмотрен раздел «М.с.», где отражено формирование информации по муниципальным образованиям: деятельность органов местного самоуправления, демографические показатели, статистика услуг, здравоохранение и социальные услуги, статистика образования, статистика пртий, сел. хоз-во, статистика торг., статистика осн. фондов, статистика стр-ва, статистика инвестиций, статистика финансов, статистика оплаты труда.
На основе утвержденных форм федерального статистического наблюдения Росстатом сформирован Перечень показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Данные по каждому муниципальному образованию в соответствии с утвержденным перечнем показателей загружаются в базу данных «показатели муниципальных образований» (БД ПМО)(БД ПМО). При представлении статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, обязательна идентификация муниципальных образований кодами ОКТМО. ОКТМО позволяет обеспечить однозначную идентификацию всех категорий муниципальных образований с отражением структуры и уровней терр. орг-ции местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки и анализа информации в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, бюджетирование, налогообложение и др.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.3. Организация официальной статистики.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
120.38 кб

Альвеолит. Частота развития осложнения по данным официальной статистики муниципальных стоматологичес

Н. М. Стефанцов, Д. В. Желанов