деятельность органов местного самоуправления, направленная на осуществление задач и функций, связанных с регулированием социально-экономических и общественно-политических процессов на территориальном уровне. Система МУ включает представительный орган, местную администрацию, контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.), избирательную комиссию муниципального образования. Исполнение полномочий этих органов возлагается на муниципальных служащих, профессиональная деятельность которых регулируется специальным законом. Правовую основу МУ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними нормативные акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты. Объектом МУ являются предприятия, учреждения, организации, социальные общности и группы, граждане. Субъектами МУ выступают местные органы самоуправления, общности людей (элита, бюрократия, общественно-политические институты), отдельные граждане, представляющие в управленческих отношениях различные группы и организации. Многообразие субъектов МУ предполагает согласование социально-значимых интересов. Основным механизмом их согласования выступает формы представительства: общественные советы, комиссии, экспертные группы и т.п. Цели МУ формулируются исходя из перспектив развития муниципального образования. Они могут быть стратегическими и тактическими, общими и частными, промежуточными и конечными. Реалистичность целей МУ основывается на принципах народовластия, законности, системности, гласности, научности, прямой и обратной связи. МУ выполняет общие (планирование, организация, регулирование, координация, коммуникация, кадровое обеспечение, учет и контроль) и специфические функции (формирование муниципальной собственности; развитие рыночной инфраструктуры, обеспечение деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, сбор налогов, социальная защита населения, охрана общественного порядка, лицензионные сборы, оказание муниципальных услуг).
Сфера МУ достаточно обширна: она включает все установленные законодательством направления деятельности по решению вопросов местного значения. Для этого используются разнообразные ресурсы – организационные, кадровые, материальные, технические, финансовые и информационные . Отличаются многообразием и методы МУ. Их можно разделить на две основные группы: а) методы функционирования органов местного самоуправления (программирование, моделирование, прогнозирование, принятие решений); б) методы реализации функций местного самоуправления (экономические, социально-политические, административные, морально-этические, информационные и др.). В своей совокупности данные они должны обеспечивать реализацию управляющих воздействий, быть гибкими, адаптивными, реалистичными. Созидательный потенциал МУ во многом определяется стилем управляющего воздействия. Он может быть директивным (автократическим), демократическим (коллегиальным), либеральным. Директивный стиль отражает чрезмерную централизацию власти, демократичный операется на коллегиальность в решении поставленных проблем и субсидиарную ответственность. Либеральный стиль характеризуется низким уровнем инициативы, отсутствием должной ответственности за принятие и исполнение решений. Эффективность МУ связана с такими важными характеристиками, как качество принятых решений, ресурсное обеспечение исполнения функций, результативность прямых и обратных связей в управлении, профессионализм кадров.МУ является одним из приорететных направлений исследований в социологии управления. МУ в РФ охватывает 1097 городов, 2865 районов, 1864 поселка городского типа, 153 тыс. сельских поселений. См. также: Местное самоуправление, Местное управление, Самоуправление.
Лит.: Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Федеральный закон. М., 2009; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997; Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие. М., 2002; Население // Новая Российская Энциклопедия. М., 2003. Т.С. Болховитина
913.32 кб
Имитации в системе муниципального управления
В статье рассматривается проблема распространения имитационных практик в системе муниципального управления.