на правление теоретических исследований, изучающее взаимодействие музыки и об-ва. В этом широком смысле истоки М. с. как специфической сферы научных интересов внутри музыкознания и обществ, мысли в целом прослеживаются начиная с эпохи Просвещения. Однако в кач-ве самостоятельной дисциплины, обладающей разработанной методикой социол. исследования особенностей функционирования музыки в об-ве и восприятия ее отдельными социальными группами, М. с. складывается в 40—50-е гг. нашего столетия, хотя нек-рые ее идеи и теории были сформулированы ранее. Огромное влияние на развитие М. с. оказала работа М. Вебера «Рациональные и социологические основы музыки» (1921).
Идеи Вебера нашли отражение в исследованиях Адорно, Беньямина, К. Блаукопфа, К. Закса, Э. Хорнбостеля. Ориентируясь на творчество композиторов «новой венской школы»— А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, представитель франкфуртской школы Адорно создал концепцию «новой музыки», к-рая разрушает опыт массовой стандартизированной музыкальной культуры. Он предложил также развернутую типологию музыкальной аудитории, в основе к-рой лежит способность адекватно воспринимать структуру художественного произведения. Совр. М. с. рассматривает широкий круг проблем. Она изучает социальные связи музыки, судьбы различных музыкальных стилей и жанров, возможности синтеза различ. художественных традиций, контакты несхожих культур. Все большее внимание привлекают специфика этого вида иск-ва, социальное предназначение и обществ, функции музыки. Растет и интерес к развлекательной ее функции, изучению проблем «массовой культуры». Осмысливается воздействие музыки на культуру, на моду, на ценностно-психологические модели поведения людей. Значит, внимание уделяется изучению субкультурных процессов в музыке. П. С. Гуревич
131.67 кб
Народное музыкально-певческое творчество: аспект социологического витализма
В статье народная песня и музицирование рассматриваются в качестве важнейших источников жизненных сил человека, народа и культуры.