МУЗЫКИ СОЦИОЛОГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее взаимодействие музыки и общества, обладающая разработанной методикой социологического исследования особенностей функционирования музыки в обществе и восприятия ее отдельными социальными группами. В качестве самостоятельной научной теории С.м. складывается в 40-50-е гт. XX в., хотя некоторые ее идеи и теории были сформулированы ранее. Огромное влияние на развитие С.м. оказала работа М. Вебера «Рациональные и социологические основы музыки» (1921). Идеи Вебера нашли отражение в исследованиях I Адорно, К. Блаукопфа, К. Закса, Э. Хорнбостеля. Ориентируясь на творчество композиторов «новой венской школы» - Л. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, представитель франкфуртской школы I Адорно создал концепцию «новой музыки», к-рая разрушает опыт массовой стандартизированной музыкальной культуры. Он предложил также развернутую типологию музыкальной аудитории, в основе к-рой лежит способность адекватно воспринимать структуру художественного произведения. Современная С.м. рассматривает широкий круг проблем: социальные связи музыки, судьбы различных музыкальных стилей и жанров, возможности синтеза различных художественных традиций, контакты несхожих культур. Все большее внимание привлекают специфика этого вида искусства, социальное предназначение и обществ, функции музыки. Растет и интерес к развлекательной ее функции, изучению проблем «массовой культуры». Осмысливается воздействие музыки на культуру, на моду, на ценностно-психологические модели поведения людей. Значительное внимание уделяется изучению субкультурных процессов в музыке.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

МУЗЫКИ СОЦИОЛОГИЯ
на правление теоретических исследований, изучающее взаимодействие музыки и об-ва. В этом широком смысле истоки М. с. как специфической сферы научных интересов внутри музыкознания и обществ, мысли в целом прослеживаются начиная с эпохи Просвещения. Однако в кач-ве самостоятельной дисциплины, обладающей разработанной методикой социол. исследования особенностей функционирования музыки в об-ве и восприятия ее отдельными социальными группами, М. с. складывается в 40—50-е гг. нашего столетия, хотя нек-рые ее идеи и теории были сформулированы ранее. Огромное влияние на развитие М. с. оказала работа М. Вебера «Рациональные и социологические основы музыки» (1921).
Идеи Вебера нашли отражение в исследованиях Адорно, Беньямина, К. Блаукопфа, К. Закса, Э. Хорнбостеля. Ориентируясь на творчество композиторов «новой венской школы»— А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, представитель франкфуртской школы Адорно создал концепцию «новой музыки», к-рая разрушает опыт массовой стандартизированной музыкальной культуры. Он предложил также развернутую типологию музыкальной аудитории, в основе к-рой лежит способность адекватно воспринимать структуру художественного произведения. Совр. М. с. рассматривает широкий круг проблем. Она изучает социальные связи музыки, судьбы различных музыкальных стилей и жанров, возможности синтеза различ. художественных традиций, контакты несхожих культур. Все большее внимание привлекают специфика этого вида иск-ва, социальное предназначение и обществ, функции музыки. Растет и интерес к развлекательной ее функции, изучению проблем «массовой культуры». Осмысливается воздействие музыки на культуру, на моду, на ценностно-психологические модели поведения людей. Значит, внимание уделяется изучению субкультурных процессов в музыке. П. С. Гуревич

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
131.67 кб

Народное музыкально-певческое творчество: аспект социологического витализма

Марченко Юрий Григорьевич
В статье народная песня и музицирование рассматриваются в качестве важнейших источников жизненных сил человека, народа и культуры.
Читать PDF
244.66 кб

Социологический анализ источников музыкальных предпочтений современных тинейджеров

Шевченко Елена Петровна
В статье рассматриваются результаты исследования, проведенного автором в 2008-2010 гг.
Читать PDF
336.39 кб

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Шевко Р.В.
В статье проанализированы и описаны сущностные характеристики этапов исторического развития музыкальной культуры, а также особенность положения молодежной категории населения в современном социокультурном пространстве.
Читать PDF
317.99 кб

Конституирование отечественной социологии музыки: конец 60-х - начало 90-х годов ХХ века

Юрченко Ольга Сергеевна
В статье автор выявляет особенности научно-исследовательской работы в области социологии музыки конца 60-х начала 90-х гг. ХХ в. и обозначает приоритетные проблемы конституирования самостоятельной социологической дисциплины.
Читать PDF
5.99 мб

Современные проблемы музыкального образования и воспитания в России: социологический аспект

Кобозева И. С.
Читать PDF
143.06 кб

Высокая активность личности и ее социологическое измерение рецензия на книгу: музыкант В. Л. Психоло

Лапшин Игорь Борисович
Статья представляет собой рецензию на книгу В.Л.
Читать PDF
919.32 кб

Между наукой и идеологией: институциализация социологии музыки в советской культуре конца 1960 начал

Букина Татьяна Вадимовна
В последние советские десятилетия социология музыки формировалась в концептуальном пространстве отечественного музыкознания как преимущественно идеологический продукт.
Читать PDF
115.97 кб

2003. 03. 005. Тарли А. Макс Вебер и социология музыки. Turley A. C. max Weber and the Sociology of

Рахманов А. Б.
Читать PDF
169.57 кб

Музыкальная социология социология культуры культурология (Самарские ученые участники международного

Новак Наталия , Бурлина Елена Яковлевна
В университете имени М.Лютера, в немецком городе Халле развивается многолетний исследовательский проект, посвященный российской музыкальной социологии и культурологии. В мае 2013 г.
Читать PDF
296.04 кб

Музыка и общество: социологический аспект (развитие и состояние музыкального общественного сознания)

Шиповская Людмила Павловна
Выбор музыки в качестве модели философского осмысления обусловлен несколькими причинами.
Читать PDF
202.06 кб

Музыкант, В. Л. Психология и социология в рекламе : учебное пособие для студентов вузов / В. Л. Музы

Бурдовская Елена Юрьевна

Похожие термины:

  • СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА

    sociology of music and dance) — социологическое изучение музыки и танца с точки зрения форм искусства и досуга, имеющих широкое социальное значение. Функционалистское представление и о музыке, и о танце как ун