Музыкотерапия
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
коррекционный метод, являющийся в основе своей внушением определенного настроения с помощью прослушивания музыки или занятий, сочетающих музыку с ритмическими движениями.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
метод социальной психотерапии, основанный на использовании музыки в лечебных и реабилитационных целях. Часто используется в сочетании с другими видами психотерапии.
Термин “М.” имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает “лечение музыкой”. Значительная часть ученых считают М. вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют М. как: контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании, воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний; системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; средство оптимизации творческих сил и воспитательной работы.
М. в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Различают три основные формы М.: рецептивную, активную, интегративную. Рецептивная (пассивная) М. отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Активные методы М. основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Интегративная М. наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.
Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
А.К. Быков
Лит.: Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. и с предисл. В.Е. Рожнова. М.: Медицина, 1985; Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003; Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004; Музыкотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е изд. СПб.: Питер, 2000; Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Владос, 2000.
Термин “М.” имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает “лечение музыкой”. Значительная часть ученых считают М. вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют М. как: контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании, воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний; системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; средство оптимизации творческих сил и воспитательной работы.
М. в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Различают три основные формы М.: рецептивную, активную, интегративную. Рецептивная (пассивная) М. отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Активные методы М. основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Интегративная М. наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.
Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
А.К. Быков
Лит.: Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. и с предисл. В.Е. Рожнова. М.: Медицина, 1985; Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003; Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004; Музыкотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е изд. СПб.: Питер, 2000; Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Владос, 2000.
Музыкотерапия
психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, восходит к опыту древней медицины: Атарведама, Авиценны, Маймонида и др.
Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделения седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных музыкальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. Выделяют четыре основные направления лечебного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование, развитие навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы, повышение эстетических потребностей.
У детей чаще используется в сочетании с пластическими и ритмическими танцевальными занятиями, у подростков и взрослых может применяться как самостоятельный вид психотерапии. Вместе с тем многие исследователи замечают, что индивидуальность восприятия и переживания музыки, ее интеграция в психобиографию очень индивидуальны и диктуют индивидуальные вариации общих музыкальных рецептов.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем, осознанию собственных переживаний и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой американской школе музыкотерапии предлагаются такие музыкальные отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т. д.); в шведской школе, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т. к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется застенчивость, кроме того, формируются выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.
Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделения седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных музыкальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. Выделяют четыре основные направления лечебного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование, развитие навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы, повышение эстетических потребностей.
У детей чаще используется в сочетании с пластическими и ритмическими танцевальными занятиями, у подростков и взрослых может применяться как самостоятельный вид психотерапии. Вместе с тем многие исследователи замечают, что индивидуальность восприятия и переживания музыки, ее интеграция в психобиографию очень индивидуальны и диктуют индивидуальные вариации общих музыкальных рецептов.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем, осознанию собственных переживаний и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой американской школе музыкотерапии предлагаются такие музыкальные отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т. д.); в шведской школе, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т. к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется застенчивость, кроме того, формируются выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.