Музыкотерапия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
метод социальной психотерапии, основанный на использовании музыки в лечебных и реабилитационных целях. Часто используется в сочетании с другими видами психотерапии.
Термин “М.” имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает “лечение музыкой”. Значительная часть ученых считают М. вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют М. как: контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании, воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний; системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; средство оптимизации творческих сил и воспитательной работы.
М. в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Различают три основные формы М.: рецептивную, активную, интегративную. Рецептивная (пассивная) М. отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Активные методы М. основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Интегративная М. наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.
Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
А.К. Быков
Лит.: Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. и с предисл. В.Е. Рожнова. М.: Медицина, 1985; Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003; Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004; Музыкотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е изд. СПб.: Питер, 2000; Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Владос, 2000.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Музыкотерапия
психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, восходит к опыту древней медицины: Атарведама, Авиценны, Маймонида и др.
Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделения седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных музыкальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. Выделяют четыре основные направления лечебного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование, развитие навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы, повышение эстетических потребностей.
У детей чаще используется в сочетании с пластическими и ритмическими танцевальными занятиями, у подростков и взрослых может применяться как самостоятельный вид психотерапии. Вместе с тем многие исследователи замечают, что индивидуальность восприятия и переживания музыки, ее интеграция в психобиографию очень индивидуальны и диктуют индивидуальные вариации общих музыкальных рецептов.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем, осознанию собственных переживаний и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой американской школе музыкотерапии предлагаются такие музыкальные отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т. д.); в шведской школе, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т. к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется застенчивость, кроме того, формируются выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
76.58 кб

Клиническая музыкотерапия при остром нарушении мозгового кровообращения

Самерханова Л. Ч., Филатова Н. В., Герасимова С. В., Билялова Д. А., Яркаев А. А.
Читать PDF
283.47 кб

Музыкотерапия в реабилитации больных

Богданова Л. П.
Проведено исследование влияние мызыкотерапии на эффективность реабилитации 126 больных в возрасте от 16 до 66 лет в условиях многопрофильной областной клинической больницы.
Читать PDF
2.80 мб

Музыкотерапия в комплексном лечении нейроэндокринного синдрома у детей

Лундина Г.В., Соболь А.А.
Читать PDF
304.57 кб

Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты

Гайнанова Аида Арслановна, Юдичев Сергей Вячеславович
В статье авторы знакомят с методикой применения музыкальной терапии, которую они используют на занятиях со студентами вокального отделения. Музыкальная терапия сегодня находит все более широкое применение в медицине.
Читать PDF
222.30 кб

Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями

Попок Алеся Григорьевна
Цель данной статьи показать значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздей
Читать PDF
2.20 мб

Музыкотерапия и ее становление в науке и практике

Налбандьян Маргарита Альбертовна, Мигунова Марина Григорьевна
В статье освещаются проблематика музыкотерапии, становления ее в науке и практике, вопросы физиологического воздействия музыки на человека.
Читать PDF
1.58 мб

Музыка и музыкотерапия в эволюции человечества

Близниченко Марина Владимировна
В статье осуществляется ретроспективный анализ психо-физиологического воздействия музыки на человека, в результате которого прослеживается процесс научного осмысления роли и значимости музыкального искусства в эволюции человечеств
Читать PDF
250.93 кб

Музыкотерапия недоношенных новорождённых детей: успехи и перспективы

Исследование влияния музыки на недоношенных новорождённых проводится с 70-х годов ХХ века. В большинстве работ показано значительное положительное влияние музыки на различные физиологические показатели у младенцев.
Читать PDF
1.19 мб

Возможности музыкотерапии у пациентов с общесоматической патологией

Прабханшу Шроти

Похожие термины:

  • Музыкотерапия в реабилитации

    технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебнооздоровительной коррекции личности инвалида, развития его твор